После пандемии пассажиры станут постепенно возвращаться на транспорт, но сначала будут больше доверять железным дорогам, считает вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков. Полностью пассажиропоток восстановится за 4-5 лет, а структура перевозок поменяется. О том, как пассажирский транспорт пройдет кризис, и какой будет отрасль в новой реальности, эксперт рассказал в интервью "РГ".
- Характерный пример нам показывает Китай. По состоянию на середину марта, когда с момента открытия Ухани, откуда началось распространение эпидемии, прошло всего две недели, спрос на железнодорожные перевозки в стране восстановился наполовину, а на авиационные - на треть, - рассказал Чистяков.- Вся история человечества показывает неизменный рост мобильности населений, что бы ни происходило. После эпидемий, войн бывали краткосрочные просадки, но в итоге мобильность восстанавливалась и росла. Вопрос в том, как скоро это произойдет в наше время.
Также по мнению эксперта междугородние и международные перевозки привязаны к росту доходов населения и к изменению предложения на транспортные услуги. До пандемии мобильность в России росла на 2-3% в год, то есть быстрее экономики. За 2020 год по сдержанно-оптимистическому прогнозу мобильность снизится примерно на 15-20%, если снятие ограничений на перемещения произойдет в начале лета. В 2021 году будет отскок примерно на 10%. То есть в итоге за два года будет спад на 5%. А дальше за 4-5 лет уровень подвижности восстановится.
Но чтобы это было так, государство должно оказать пассажирскому транспорту финансовую поддержку, иначе восстановление подвижности будет более долгим, а это негативно скажется на экономическом росте.
Кроме того Павел Чистяков предположил, что на железнодорожный транспорт пассажиры вернутся быстрее.
- Железнодорожный транспорт окажется в более выигрышной позиции особенно там, где он конкурирует с авиацией, то есть на направлениях до тысячи километров - как, например, Москва - Воронеж, Москва - Казань, Москва - Санкт-Петербург, Ростов - Краснодар. На железную дорогу переключатся примерно 10% пассажиров, по нашим оценкам, но для этого необходимо поменять подходы к маркетингу железнодорожного транспорта, гибко управлять маршрутной сетью и тарифами в период выхода из карантина. Это все счетные вещи, - уточнил эксперт