Понедельник, 23 декабря 2024

09 мая 2020
Елена Кузьмина

Более 180 тысяч жителей Новгородской области ушли на фронт, более 113 тысяч не вернулись с войны

К 75-й годовщине Победы Новгородстат подготовил материал, посвященный жизни новгородцев в годы Великой Отечественной войны, их борьбе за свою жизнь и свободу. Эти цифры, за которыми скрывается горе сотен тысяч людей, нужно знать каждому жителю региона.

22 июня 1941 года

Жизнь новгородцев изменилась с самого первого дня войны: уже 22 июня в Ленинградской области (частью которой в те годы были Новгород и большая часть районов современной Новгородской области) было введено военное положение и объявлена мобилизация мужчин 1905-1918 годов рождения.

По данным областного военкомата, из районов будущей Новгородской области в ряды Красной Армии было мобилизовано более 180 тыс. человек, более 113 тыс. человек с войны не вернулись. Однако эта цифра не учитывает тех, кто уже служил в Красной армии по призыву, и тех, кто добровольно ушли в партизанские отряды, истребительные батальоны и отряды народного ополчения.

Посмотреть фотографию

Всё для фронта

С 1 июля на территории области была введена трудовая и гужевая повинность. Десятки тысяч жителей – главным образом женщины и подростки – мобилизовали сначала на строительство оборонительных рубежей и военных аэродромов, потом – на строительство, ремонт и содержание дорог, заготовку топлива для фронта и блокадного Ленинграда, лесозаготовки, обслуживание многочисленных госпиталей и другие работы.

По мере освобождения области от оккупантов жителей привлекали к разминированию территории и восстановлению разрушенных городов и сёл. При этом многие трудились «на оборонке» в свободное от основной работы время.

Одним только постановлением от 8 ноября 1942 года Военный совет Волховского фронта обязывал местные власти «выделить по 1 февраля 1943 г. рабочую силу и гужевой транспорт в количестве 1300 человек и 90 лошадей из Окуловского, 1300 человек и 90 лошадей – из Боровичского, 600 и 40 соответственно – из Любытинского районов». Таких распоряжений были десятки.

Посмотреть фотографию

Война пришла!

Уже в первых числах июля война пришла на Новгородчину, начались налёты немецкой авиации на Новгород, Старую Руссу, крупные железнодорожные станции. 10 июля Леноблисполком принял решение об эвакуации населения, государственного и общественного имущества. Имущество, советское и партийное руководство, инженерно-технические работники, квалифицированные рабочие эвакуировались в обязательном порядке, остальное население – по желанию.

Эвакуация проходила в тяжелейших условиях: неразбериха, неподготовленность эвакопунктов, нехватка транспорта, постоянные бомбежки. Тем не менее, за короткий период времени удалось вывезти все крупные предприятия и почти все средние и мелкие. Угнали почти весь колхозный скот. Однако значительную часть населения, особенно сельского, эвакуировать не удалось.

К концу 1941 года враг полностью оккупировал Новгород и 14 районов, еще 4 района были оккупированы частично.

Посмотреть фотографию

Новый порядок

На оккупированных территориях фашисты установили жестокий «новый порядок», нарушение которого каралось смертной казнью. Все жители от 14 до 65 лет обязаны были работать на новую власть. Кроме того, население было обложено денежным налогом (120 руб. в год с каждого мужчины) и натуральным побором (картофель, молоко, капуста и т. д.). Расквартированных немецких солдат и офицеров люди должны были содержать за свой счет.

Жители оккупированных территорий оказались в очень тяжелом положении. Часть урожая была уничтожена во время боевых действий в августе-сентябре 1941 года. По этой же причине не провели уборку. То немногое, что было, фашисты реквизировали и разграбили. Поэтому уже зимой 1941-1942 годов начался голод. К тому же оккупанты отобрали теплую одежду и обувь. Занимая дома, людей выгнали в землянки, а часть домов разобрали на дрова.

Осенью 1943 года, когда скорое наступление Красной Армии стало очевидным, фашисты осуществили принудительную поголовную эвакуацию населения в Германию и Прибалтику. Сопротивлявшихся расстреливали. Имущество грабили или уничтожали, дома и другие постройки сжигали. Лишь немногие жители успели укрыться в лесах у партизан.

Посмотреть фотографию

Приказано уничтожить

Результатом боевых действий и деятельности фашистов в период оккупации стало полное разорение и опустошение освобожденных районов.

Областная комиссия по учету злодеяний и разрушений немецко-фашистских захватчиков во время оккупации установила, что в годы войны гитлеровцы замучили в Новгородской области 14703 мирных жителя, 185760 военнопленных, угнали в немецкое рабство 166217 человек.

Экономический ущерб был оценен в 3,6 млрд рублей. Оккупанты уничтожили 228 промышленных предприятий, сожгли 14561 зданий складов, торговых баз и др., 50610 построек хозяйственного назначения. Из 5423 населенных пунктов 2227 были сожжены. Более 400 тыс. жителей лишились крова и имущества.

Огромный ущерб был нанесен сельскому хозяйству. Было разрушено и сожжено 72676 построек колхозов, совхозов и машино-тракторных станций. Оккупанты похитили 96605 голов крупного рогатого скота, 63970 лошадей, 29340 свиней, 66481 овец и коз. Значительная часть пашни не обрабатывалась.

Кроме того, фашисты уничтожили 1087 школ, 172 больницы и поликлиники, 921 здание клубов, театров, музеев, изб-читален и библиотек, 180 яслей, детских домов и других детских учреждений.

Посмотреть фотографию

Время голода

Боровичский, Валдайский, Крестецкий, Любытинский, Мошенской, Окуловский, Опеченский, Пестовский и Хвойнинский районы не были заняты врагом. Однако положение жителей сел и городов в них тоже было очень нелегким.

Жители северо-восточных районов голодали почти также как жители Ленинграда и оккупированных районов. К весне 1942 года в северо-восточных районах не осталось продовольствия: все было отдано Ленинграду и армии.

Донесения УНКВД Ленинградской области сообщали, что в ряде сельских советов хлеб – причем лишь половину нормы – получали только учителя и служащие, а остальное население – ничего. Страдали и колхозники, которым выдача продовольственных карточек вовсе не предусматривалась. Трудности с продовольствием сохранялись до конца войны.

Население неоккупированных районов несло все тяготы трудовой мобилизации. Одновременно нужно было сохранить сельское хозяйство и животноводство, обеспечить поставки продукции на фронт и в блокадный Ленинград.

Посмотреть фотографию

Трудный мир

После стабилизации фронта было принято решение о возобновлении работы эвакуированных промышленных предприятий. Это была очень непростая задача. Ведь почти все взрослые мужчины ушли в армию, их заменили женщины и подростки. На нужды фронта забрали почти всех лошадей и технику, поэтому труженики сельского хозяйства пахали на коровах и даже на себе. Сотни гектаров пашни вскапывали лопатами.

Эвакуированное промышленное оборудование вернуть было уже нельзя. Правда, часть оборудования в порядке эвакуации получили зимой 1941-1942 годов из Ленинграда. Остальное собрали из того, что до войны было отправлено на металлолом. Часто предприятия простаивали из-за отсутствия сырья и топлива.

В таких условиях сохранить объемы производства, размеры посевных площадей и численность скота на довоенном уровне было невозможно. Объем промышленного производства за период 1940-1945 гг сократился в 3,2 раза – с 423,5 до 131,4 млн. рублей и достиг довоенного уровня только в 1954 году. Посевные площади уменьшились в два раза – с 628,9 тыс. га до 352,4 тыс. га.. Довоенные размеры так и не были достигнуты. Поголовье крупного рогатого скота было восстановлено к 1951 году и стало больше по сравнению с 1940 годом на 5,5 тыс., свиней – только к 1961 году и выросло на 21,7 тыс., овец и коз не достигло довоенного уровня. Чтобы полностью восстановить экономику и социальную сферу области понадобилось больше 10 лет самоотверженного труда новгородцев.

Посмотреть фотографию

Теги: Великая Отечественная война, история, память, 75-летие Победы