Одна из известных достопримечательностей Боровичей – это деревянный железнодорожный вокзал, построенный в 1876 году по проекту архитектора Ф. Зигерберга. Историю боровичской железнодорожной станции вспоминают офис туризма «Русь Новгородская» вместе с краеведом Константином Ивановым.
Интересно, что сам железнодорожный вокзал был построен чуть раньше, чем пути запустили в эксплуатацию. Тяга была паровозная, для работы требовалось топливо и много воды. Этим город мог похвастаться. Дрова – из леса, вода – из Мсты. На берегу реки построили водоподъёмное здание и жилой дом со службами при нём. Водопровод напрямую шёл к водокачке. Его работу обеспечивали паровые машины. Вода от башни шла в мастерские, на водогрейку, прачечную, баню, к колонкам, пожарным кранам и оранжерею. Дрова доставлялись с лесосклада.
На территории располагались два ледника, два пакгауза, две кладовки, два отхожих места, две товарные конторы. Было шесть товарных платформ, часть мощённых, часть нет. Некоторые с навесом, некоторые без. Напротив водокачки был верстовой столб – 28 вёрст от Угловки. На въезде на станцию стоял семафор, а чуть правее – дрезинный сарай и кладовая. По левую сторону стояли казарма дорожного смотрителя и переездная будка. И тут же – переезд через железную дорогу. Пути здесь начинали расходиться: направо шли товарные, погрузочные, весовые с габаритами, запасные. Налево уходили пассажирские и тракционные пути. Будка стрелочника и дежурная со службами располагались перед депо. Синий мост через Голодаевский овраг располагался за товарной конторой. Было 16 основных и 10 второстепенных путей. В концах основных путей были отбойные установки.
Первоначально вокзал имел два раздельных зала ожидания: для пассажиров 1 и 2 классов. Для них были разные вагоны – синие и жёлтые.
Со временем вокзал расширялся. Вход с площади, когда пристроили каменный флигель, переместился из угла в центр. Появились дополнительные багажно-почтовые здания, перестроили депо и убрали поворотный круг. Длина крытой платформы была больше 100 метров и доходила до середины вагонного сарая. На территории вокзала был свой сад и даже фонтан.
Боровичи получили удобный выход в цивилизацию: быстрый, удобный, безопасный, с новыми технологиями. Но только при Советской власти появилась возможность для массовых путешествий по железной дороге, и на вокзал уже надвигалась целая демонстрация приезжающих, провожающих, уезжающих, встречающих. На Ленинград ходил целый состав с вагоном-рестораном.
Добавим, что благодаря своему внешнему виду боровичский железнодорожный вокзал часто выбирается в качестве места для съёмок исторических фильмов и телесериалов.
Теги: Боровичи, железная дорога, история