В конце зимы коллекция музея Тёсовской узкоколейки пополнилась интересным экспонатом:
две оси от вагонетки на шариковом ходу системы Альберта для лежнёвой деревянно-колейной дороги были доставлены в музей из Старорусского района Новгородской области.
— Дороги такого типа получили широкое распространение в начале в 30-х годов прошлого века из-за дешевизны строительства и дальнейшей эксплуатации, так как при строительстве дорог не требуется железо. Большим преимуществом лежнёвой деревянно-колейной дороги была возможность использовать её круглый год, вне зависимости от сезона, — рассказали в музее. — Большой толчок развитию дорог этого типа дала конференция работников лесной промышленности РСФСР, которая состоялась при Леспроме летом 1930 года.
На секции по механизации рационализации лесозаготовок было признано, что именно в этом направлении должна работать техническая мысль.
Дороги из круглых лежней требовали специального подвижного состава с ребордными колесами и были отнесены к рельсовому типу дорог.
По состоянию на июнь 1932 года лесная промышленность имела уже более 1500 км деревянно-колейных дорог, которые в значительной мере отвечали задачам лесотранспорта при доставке материала от лесосек до основных складов железной дороги и судоходных рек.
Верхнее строение пути этих дорог состояло из двух рядов круглых лежней, изготовленных из деревьев любой породы, толщиной не менее 10 - 12 см, уложенных на шпалы. Шпалы укладывались непосредственно на грунт с подсыпкой и выравниванием земляного полотна. На слабых грунтах под шпалы клали продольные лаги, вкапываемые в землю.
Теги: Тёсовская УЖД, музей, экспозиция