«Новгородские ведомости» продолжают серию публикаций, которые выпускают в рамках «Вахты памяти» совместно с поисковой экспедицией «Долина». Это зарисовки от лица поисковиков, работающих сейчас в лесах Новгородчины. На сайте газеты их можно найти по хештегу #ВахтаПамяти_2021
Темой нового материала стала история восстановления имени лётчика, останки которого лежат на кладбище в старорусской деревне Пеньково. Её рассказал нам командир демянского отряда «Находка» Александр Морзунов. Для демянцев вахта памяти стартовала чуть раньше обычного. С неслучайной случайности, как это нередко бывает у поисковиков.
Александр Морзунов не скрывает номер своего телефона. Он есть даже в заставке программы «Возвращённые», которую он совместно с Российским военно-историческим обществом выпускает на Новгородском областном телевидении. Это только помогает в поиске. Ему часто звонят родственники пропавших без вести красноармейцев, разыскивающие своих близких. Или наоборот – признавшие в солдате, имя которого узнали демянцы, родного человека.
Даём слово Морзунову.
– В марте этого года я получил один из таких звонков. Новгородец по имени Альберт сообщил, что на кладбище в Пенькове, где жила его бабушка, есть могила, в которой, судя по надписи на памятнике, находится прах двух неизвестных лётчиков. Спросил: «Можно ли установить их имена?». «Давайте попробуем», – ответил я.
Через несколько дней мы отправились в Старорусский район, в ближайшую к Пенькову деревню Жилой Чернец, где, как оказалось, живут свидетели событий военных лет – дядя Коля и баба Маша. Они родились незадолго до начала войны, и когда их родные места стали линией фронта, были детьми, но баба Маша навсегда запомнила случай с подбитым самолётом. Как такое забудешь? Тем более, что во время одного из налётов её ранило.
Она рассказала, что какая-то женщина из деревни похоронила на кладбище в Пенькове двух советских лётчиков, и смогла показать место, где упал самолёт – на дороге рядом с Жилым Чернецом.
На дороге, конечно, самолёт не мог остаться, его перетащили с пути, и мы стали искать его обломки на обочине. Рядом с дорогой находится поле, которое много раз перепахивали, но мы смогли найти детали самолёта, а потом определили и место его падения. Там до сих пор находится множество мелких обломков от штурмовика Ил-2.
После полевых исследований начался поиск в архивах. В советских документах удалось найти информацию о том, что 7 мая 1943 года в воздушном бою в двух километрах восточнее деревни Жилой Чернец был сбит и подожжён Ил-2. Машина горящей упала на землю, экипаж пропал без вести.
Немецкая сводка оказалась более детальной. Было указано даже время боя. Согласно этим документам, схватка в небе завязалась в четыре часа утра по немецкому времени. В шесть часов по нашему. Советский самолёт подожгли, но оба лётчика успели выпрыгнуть из штурмовика. У одного пилота парашют не раскрылся, он погиб, а второй приземлился. Немецкая разведгруппа его преследовала и взяла в плен.
Мы нашли и заявки фашистских пилотов – лётчиков, управлявших немецкими истребителями, которые участвовали в том бою. Они тоже всё это видели. Один указал, что добивал русский бомбардировщик как раз недалеко от места, где сейчас находится пеньковское кладбище. Немцы называли так почти все советские самолёты – если бомбит, значит, бомбардировщик.
Осталось установить имена пилотов, находившихся в сбитом самолёте. Ими были штурман 70-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии капитан Александр Васильевич Никитин и гвардии старший сержант Николай Михайлович Глазепа.
Разночтений быть не может. В этих местах просто негде спрятать ещё один самолёт. Дядя Коля всю жизнь там пахал поля, и все железки выпахивались. Если бы ещё одна машина упала в этих местах, о ней бы знали.
Мы предположили, что немцы убили и второго лётчика, но дальнейшие архивные исследования показали, – нет, выжил! Известно, что в 1985 году Николай Глазепа был награждён орденом Отечественной войны II степени. А вот его товарищ Александр Никитин долгие годы считался пропавшим без вести.
Табличку на кладбище поставили уже спустя много лет после войны – лет пятнадцать назад. Видимо, жители деревни решили, что если речь идёт о самолёте, значит, лётчиков было двое. Но нет, под памятником в Пенькове лежат останки одного пилота – гвардии капитана Александра Никитина.
* * *
Сейчас демянцы занимаются поиском родственников штурмана. Ещё они установят на кладбище новый памятник и выбьют на нём имя погибшего лётчика. Так безымянная могила перестала быть безымянной.
И напоследок ещё одно – номер мобильного телефона Александра Морзунова 8 911 621 88 38. Возможно, именно ваш звонок поможет восстановить имя пропавшего без вести.
Теги: ВахтаПамяти_2021