Воскресенье, 28 апреля 2024

06 августа 2022
Редакция

Андрей Никитин рассказал, что общего у новгородских ватаманов и запорожских казаков

О письмо запорожцев турецкому султану многие знают благодаря картине Ильи Репина «Запорожцы».

Фотография ©: ru.wikipedia.org

Сегодня, 6 августа, губернатор Андрей Никитин сделал очередной экскурс в историю Великого Новгорода и рассказал в своём телеграм-канале, кого в древнем городе называли ватаманами и кто такие новгородские ушкуйники.

– Когда мы слышим слово «атаман», то сразу связываем его с казачеством, однако впервые слова «ватага» и «ватаман» встречаются в новгородских документах XIII века и первоначально не были связаны с казачьим родом. Ватагой называли рыболовецкую дружину, ватаманом – её главу, – написал Андрей Никитин. – 
Традиции и быт вечевой республики в низовья Днепра путями «из варяг в греки» несли новгородские ушкуйники. Так называли русских викингов, орудующих с XI века на крупных судоходных реках, разорявших иноземные города и соседние княжества. Эти лихие новгородцы совершали набеги даже против грозной Золотой Орды и были столь успешны, что татарские ханы и купцы соглашались даже дань платить новгородским лихачам, лишь бы они оставили их в покое. Но те не унимались, на протяжении нескольких столетий неоднократно захватывая город Болгар и даже столицу Золотой Орды – Новый Сарай.

Лишь в XV веке, когда Великий Новгород перешёл под управление Ивана III, московские войска смогли подавить ушкуйников и убить их атаманов. По словам губернатора, уцелевшие ассимилировалась в подмосковных сёлах, а часть их сбежала на юг, сыграв важную роль в формировании будущего казачества.

– В своём обустройстве казаки многое позаимствовали у вольных новгородцев, – считает Андрей Никитин. – Присутствие новгородского элемента отзывается также в архитектуре построек церквей и часовень, нравах и обычаях, даже в говоре. Как и на Новгородском вече, любой из казаков в Запорожской Сечи мог выступать в качестве оратора и предлагать различные вопросы на решение Казачьего круга. Выборы атаманов строились на том же принципе, что и у новгородских посадников.

Начиная с XVIII века некоторые малороссийские деятели переписывали историю возникновения казаков, пытаясь доказать, что движение казачества началось ещё в «хазарскую эпоху», а крестил Русь не Святой Владимир, а хазарский каган, пишет Андрей Никитин.

– Интересно, почему же тогда казаки, имея тюркское происхождение, письмо турецкому султану на русском языке писали? – задаёт он резонный вопрос. – Украинский национализм как явление зародился ещё три века назад. И уже тогда он имел западное влияние. Теория о хазарском происхождении казачества исходила от поляков и опиралась на их «сарматскую гипотезу», которая авторитетными историками и языковедами признана псевдонаучной.

Теги: Новгородская область, история, Андрей Никитин