Воскресенье, 28 апреля 2024

19 ноября 2022
Мария Клапатнюк

Андрей Никитин: К концу XV века Юрьев монастырь становится одним из самых богатых церковных феодалов своего времени

Наличие обширных земель давало монастырю рычаги воздействия на государственный аппарат. Настоятель Юрьева монастыря – Новгородский архимандрит – являлся одним из высших должностных лиц республики

Фотография ©: Мария Клапатнюк

Рассказом о становлении и развитии монастырей на Новгородской земле продолжил цикл исторических зарисовок выходного дня «Новгородика» губернатор Новгородской области Андрей Никитин сегодня, 19 ноября. Новый текст посвящён Студийскому уставу и роли Юрьева монастыря в жизни Новгородчины. 

Так, первые монастыри на Руси появились при Ярославе Мудром, отмечает губернатор. Но монахи жили в них без устава и порядка. В житии Антония Печерского указано, что он обошел многие монастыри, но ни в одном не захотел остановиться, поскольку братия жила там расслабленно, как придётся. Первым, же кто дал настоящий строгий общежительный устав, был преподобный Феодосий, ученик Антония. Он ввел Студийский устав в Киево-Печерской лавре, откуда тот распространился и в другие монастыри. 

 —Древнерусский перевод Студийского устава сохранился в списке XII века, принадлежавшем новгородскому Воскресенскому монастырю. Это значит, что действовал он тогда не только в южной, но и в северной Руси. К этому времени на новгородской земле было уже около 20 монастырей. А самой главной обителью считался Юрьев монастырь, один из крупнейших на Руси, — отметил глава региона. — Монастыри занимали особое место в истории Новгорода, вокруг них образовывались мирские селенья, а если монахи шли в новые земли, то и приход шел за ними. 

Новгородцы легкой жизни не искали, со свойственным им упорством и волей покоряли они суровые северные земли, и именно монахи возглавляли это продвижение. К концу XV века на новгородской земле насчитывается уже 50 монастырей, а Юрьев монастырь становится одним из самых богатых церковных феодалов того времени. 

Наличие обширных земель давало монастырю рычаги воздействия на государственный аппарат. Настоятель Юрьева монастыря – Новгородский архимандрит – являлся одним из высших должностных лиц республики. При этом, назначал его не епископ, а вече. Так на Родине российского государства возникает уникальная форма правления – теократическая демократия, когда народ Божий определял не только того, кто будет служить ему, но и того, кто будет служить Богу.

Теги: Новгородика, Андрей Никитин, Юрьев монастырь