В 2022 году количество фейковых новостей в российском информационном поле выросло в 6 раз. Информационная атака стала наиболее массовой за всю историю страны. Количество фейков составило около четырёх тысяч, число их упоминаний превысило девять миллионов.
Проблему обсудили на площадке международного информационного агентства «Россия сегодня».
По словам генерального директора АНО «Диалог Регионы» и АНО «Диалог» Владимира Табака, авторы фейков используют постановочные или архивные фото- и видеоматериалы, фальшивые документы, искажая достоверную информацию различными интерпретациями.
Фейковые истории выглядят настолько правдоподобно, что пользователи не всегда понимают, каким каналам коммуникации можно и нужно доверять.
– Мы столкнулись с угрозой не только информационной, но и национальной безопасности, – заявил он. – Необходима консолидация государства и гражданского общества: органов власти, молодежи, представителей СМИ, вузов, экспертных сообществ.
Для борьбы с фейками «Диалог» создал платформу «Лапша Медиа». Её миссия – опровергать ложную информацию, предоставляя пользователям экспертную оценку фейковых новостей и фактические данные.
– Сегодня требуется регулирование чистоты повестки, конечно, не в плане цензуры, – пояснила директор департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры России Екатерина Ларина. – Запреты – последняя мера, во всём должен быть здравый смысл.
По мнению специалистов, информационный вакуум – благоприятная среда для фейковых новостей. Информационная стабильность зависит в том числе от качества подачи информации на медиа-площадках.
Журналисты, представители интернет-сообществ должны осознавать ответственность за свои публикации и проверять данные, которые распространяют для широкой аудитории.
В Новгородской области сохраняется низкая фейк-активность.
– За этот год было выявлено два региональных фейка, – рассказал руководитель Центр управления регионом Новгородской области Дмитрий Белозеров. – Один касался темы здравоохранения, второй – мобилизации.
Большая часть фейковых публикаций приходится на социальные сети и выходит, как правило, в первый и второй день распространения инфоповода.
Теги: Новгородская область, фейки, информация