Воскресенье, 24 ноября 2024

18 февраля 2023
Анна Мельникова

Андрей Никитин рассказал о роли Новгорода в жизни просветителей, живших на рубеже 14 и 15 веков

Стефан Пермский считается своеобразным «Кириллом и Мефодием» для зырян из Великопермского княжества.

Сегодня, 18 февраля, губернатор Новгородской области Андрей Никитин в рамках еженедельной исторической рубрики рассказал в своем телеграм-канале о том, кто из просветителей рубежа 14 и 15 веков представлен на памятнике «Тысячелетие России», и как они связаны с Новгородом.

— На памятнике «Тысячелетие России» представлена целая плеяда просветителей, живших на рубеже 14 и 15 веков: Авраамий Ростовский, Стефан Пермский, Кирилл Белозерский, Савватий и Зосима Соловецкие. Все они были подвижниками, проводниками православия, и все так или иначе были связаны с Новгородом и землями, объединенными крупнейшим духовным центром севера Руси, — написал глава региона. — Савватий сначала принял постриг в Кириллово-Белозерском монастыре, затем отправился на Валаам, после которого уже двинулся на Соловецкие острова, где впоследствии новгородец Зосима выступил продолжателем его дела. А Авраамий, услышав рассказы новгородских купцов о Христе, отправляется принять крещение на Валаам и начинает свой праведный путь именно оттуда.

По словам губернатора, Стефан Пермский, в свою очередь, считается своеобразным «Кириллом и Мефодием» для зырян из Великопермского княжества, также находившегося под влиянием Новгорода. Для того, чтобы донести глубину молитв до местного неграмотного языческого населения, он упростил церковные обряды. Более того, он составил зырянскую азбуку и перевел Священное писание на местный язык.

— Иноки, ищущие уединение в суровых малонаселенных землях, селились в землянках, затем своими руками возводили небольшие обители, на месте которых постепенно образовывались монастыри. Примечательна динамика основания монастырей в этот период, если за предыдущие три столетия на территории всей Руси было построено чуть менее 90 монастырей, то в 14 веке только в северо-восточной части государства образовалось около 80, — рассказал Андрей Никитин. — Монастыри на севере становились центром притяжения и просвещения. В условиях раздробленности русских земель они явились объединяющей силой, благодатной основой для прихода впоследствии единой государственной власти. 

Теги: Новгородика, Тысячелетие России, Андрей Никитин