Среда, 20 ноября 2024

21 февраля 2023
Мария Клапатнюк

Новгородцы увидят трёхчасовой «Вавилон»: фильм о переходе от немого к звучащему кино

В первой половине фильма мы застаем весь этот голливудский Вавилон на пике своего возведения и проникаем в его варящийся котел

Фотография ©: кадр из фильма

В четверг, 23 февраля, кинотеатр «Новгород» покажет историческую драму от режиссера «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда» Дэмьена Шазелла «Вавилон».

«Вавилон» Дэмьена Шазелла с Марго Робби и Брэдом Питтом в главных ролях получил три номинации на «Оскар», пусть и не главных (за работу художника-постановщика, за костюмы и саундтрек). Эта многослойная ода раннему Голливуду — один из главных фильмов года.

Настоящее искусство не может быть однозначным. Об этом говорили всегда — и на примере живописи, вспоминая улыбку Моны Лизы, и в литературе, когда речь заходила о работах Сэлинджера или Дэвида Фостера Уоллеса. А что насчет кинематографа, новейшего из искусств? У многих выдающихся режиссеров в фильмографии есть своя загадочная «темная лошадка», выбивающаяся из ряда работа и не поддающаяся разгадке с первого просмотра. Картина, которую легко возненавидеть или полюбить всем сердцем. Сложное кинополотно, в котором запросто можно потеряться или, наоборот, найти нового себя. У Кубрика это «С широко закрытыми глазами». У Линча — «Малхолланд Драйв». У Скотта — «Советник». У Дэвида Роберта Митчелла — «Под Сильвер-Лэйк». И у Дэмьена Шазелла теперь тоже есть такой фильм — великий и ужасный «Вавилон», непонятый шедевр для одних и полный провал для других.

Как вообще у кинематографа прорезался голос? Именно об этом и рассказывает фильм «Вавилон».

Голливуд, конец 1920-х. Студии развернули масштабные производства немых фильмов, звезды экрана сравнялись с небожителями, каждый мечтает сниматься в кино, будь то простой лакей из Мексики, как Мэнни (Диего Калва), или целеустремленная девчонка из бедной семьи, как Нелли (Марго Робби). Эти двое, оба мечтатели с горящими глазами, знакомятся на шумной и безудержной загородной вечеринке, которой бы позавидовал сам Гэтсби. Туда же приезжает и Джек Конрад (Брэд Питт), герой-любовник, легенда светских хроник и мировая звезда мелодрам, который, как пишут издания, превратил актерство в акт искусства. На следующее утро после грандиозной вечеринки с дикими танцами, оргиями, наркотиками и слонами все трое окажутся на одной съемочной площадке.

В первой половине фильма мы застаем весь этот голливудский Вавилон на пике своего возведения и проникаем в его варящийся котел глазами Нэлли и Мэнни. Она делает первые шаги на экране, он познает производственные круги ада, начиная с выполнения мелких поручений эксцентричного немецкого режиссера (незабываемое камео Спайка Джонса) и заканчивая постановкой собственного фильма. Но потом происходит переломный момент — выходит «Певец джаза», первый звуковой фильм в истории. Как по щелчку меняется целая индустрия, вчерашние кумиры уже никому не нужны.

«Вавилон» — необъятный, многофактурный и попросту монументальный портрет эпохи. Признаться, случайного или неподготовленного зрителя такое кино встретит жестко: пережует и выплюнет. «Вавилон» — словно злой двойник «Однажды в Голливуде» Тарантино, в нем Шазелл показывает процесс перехода от немого к звуковому кино как головокружительную фантасмагорию, как агонию старого Голливуда, напоминающую краткий экскурс по семи кругам ада «Божественной комедии». При этом парадоксально: «Вавилон» не лишен магии кино, искренней любви и оптимистического взгляда в будущее.

Теги: кино, бюро приключений 53 тура