Вторник, 16 июля 2024

15 апреля 2023
Мария Клапатнюк

Андрей Никитин напомнил читателям «Новгородики» о «блестящей поре» царствования Ивана Васильевича

Отношения Ивана IV с Сильвестром и Адашевым дали трещину в 1553 году, когда во время болезни царя «Избранная рада» отказалась присягнуть на верность царскому сыну

Фотография ©: телеграм-канал Андрея Никитина

​​Эпоху правления Ивана Грозного на горельефе «Государственные люди» памятника «Тысячелетие России» представляют три фигуры - протопоп Сильвестр, первая супруга царя Анастасия Романова и окольничий Алексей Адашев. По задумке авторов они должны были олицетворять «блестящую пору» царствования Ивана Васильевича. 

Этой теме посвятил очередной выпуск рубрики «Новгородика» губернатор Андрей Никитин сегодня, 15 апреля.

— Протопоп Сильвестр из Великого Новгорода был приглашен в Москву для служения в Благовещенском соборе Кремля. Первая встреча царя и священника состоялась в 1547 году в селе Воробьево, куда Иван Васильевич бежал во время бунтов, поднявшихся после страшного пожара в столице. Сильвестр обратился к царю с проповедью, призывающей остановить кровопролитие. Вдохновляющая речь произвела на царя впечатление, так Сильвестр снискал симпатию и доверие властителя, — напомнил губернатор.

Московский бунт стал причиной того, что царь отстранил от власти родовитых бояр и сформировал свой ближний круг советников – «Избранную раду», куда вошли в том числе Сильвестр и Алексей Адашев. Под опекой Сильвестра и Адашева Иван IV развернул широкую государственную деятельность: были проведены судебная, военная, земская и церковная реформы, произошло присоединение Казанского и Астраханского ханств. Адаптировав новгородские религиозные сочинения и нравственные тексты, Сильвестр составил для царя сборник правил и наставлений «Домострой» - книгу, по которой следующие несколько столетий будет жить всё государство. 

Отношения Ивана IV с Сильвестром и Адашевым дали трещину в 1553 году, когда во время болезни царя «Избранная рада» отказалась присягнуть на верность царскому сыну. Выздоровев, Иван Васильевич сделал вид, что ни на кого не сердится, но обиду затаил. Постепенно опека Сильвестра и Адашева стала тяготить правителя, их взгляды на ведение внешней политики разошлись. Кроме того, родственники царицы активно убеждали царя, что Сильвестр с помощью колдовства воздействует на его сознание. Эти же «доброжелатели» впоследствии убедили Ивана IV в том, что царицу Анастасию отравили именно его советники. Сильвестр был заточен в монастыре, а Адашев посажен под стражу, оба вскоре скончались.

Так закончился путь государственных преобразований, начатых «Избранной радой». Помазанник Божий решил, что теперь он будет править по своему усмотрению, а самодержавную власть нужно укреплять кровью.

Теги: Андрей Никитин, Новгородика, история