Пятница, 22 ноября 2024

17 августа 2023
Ирина Кокоркина

Новгородский писатель Виктор Смирнов рассказал предысторию принятия решения о строительстве ВСМ

В 1843 году Российское правительство рассматривало проект будущей Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги.

Фотография ©: panoramapro.ru

Сегодня, 17 августа, новгородский историк и писатель Виктор Смирнов опубликовал на своей странице в соцсети пост, в котором рассказал, как, по его мнению, в России шли к решению о строительстве ВСМ.

Ранее «НВ» писали, что президент России Владимир Путин объявил о том, что наступил момент для реализации высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Петербургом. Поезда будут делать 12 остановок на пути, в том числе в Великом Новгороде и Твери. Время в пути между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом будет составлять всего 29 минут вместо трёх часов 10 минут.

– Это позволит повысить туристическую привлекательность города, включить его в агломерационный пояс доступности Санкт-Петербурга, – напомнил Виктор Смирнов слова председателя правления РЖД Олега Белозёрова.

По мнению историка, фактически это означает, что Великий Новгород сомкнётся с Северной столицей.

– Последствия столь масштабных перемен нам ещё предстоит осознать, а пока предлагаю совершить небольшое путешествие в историю, – написал Виктор Смирнов.

Приводим полностью рассказ Виктора Смирнова об исторической подоплёке строительства ВСМ:

Итак, в 1843 году Российское правительство рассматривало проект будущей Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. Проектировщики предложили два варианта будущей магистрали: прямой и через Новгород. Новгородский маршрут был на 30 километров длиннее и на 17 процентов дороже. На заседании Правительственного комитета голоса разделились. Точку в обсуждении поставил император Николай I, утвердив прямой вариант без захода в Новгород. По преданию, он просто положил на карту линейку и соединил обе столицы прямой линией.

Тогда же родился курьёз, вошедший в историю под названием «царский палец». Говорили, что, проводя линию будущего железнодорожного маршрута, карандаш в руке царя слегка зацепился за прижимавший линейку палец. Получился небольшой изгиб в районе Малой Вишеры. Не смея обеспокоить грозного императора, путейцы перенесли этот изгиб на рабочие чертежи. Так возникло это загадочное отклонение железнодорожного маршрута. На самом деле тогдашние маломощные паровые локомотивы просто не могли затаскивать тяжелые грузовые составы на один из крутых берегов Веребьинского оврага. Поэтому был положен объездной путь по пологой территории.

Тем не менее, указующий царский перст сыграл в этой истории вполне реальную роль. Сэкономив на расстоянии, августейший проектировщик вывел из грузооборота губернский Новгород. Оскудел и транспортный поток на тракте Москва – Петербург. Утомительному недельному путешествию на лошадях публика предпочитала сравнительно быструю и комфортабельную поездку по железной дороге.

Жизнь показала, что краткосрочная экономия обернулась несравненно большими потерями не только для Новгородской губернии, но и для всей страны. Оставшаяся в стороне от главной транспортной магистрали Новгородская губерния надолго затормозилась в экономическом развитии, а погрузившийся в застой древний Новгород, по выражению поэта, «тихо опочил». Неудачей закончился и проект строительства железной дороги Санкт-Петербург – Орёл, о котором напоминают «быки» недостроенного моста через Волхов. Тогда помешала Первая мировая война.

Проект строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург у нас широко обсуждался ещё в 90-х годах прошлого века. Снова рассматривались два варианта — через Новгород и минуя его. После жарких дискуссий победил наш вариант. Мы уже рисовали в воображении, как будем за час добираться до Питера и за два часа до Москвы, как увеличится поток туристов и сколько появится новых рабочих мест, но тут грянул дефолт, надолго похоронив среди прочего и проект ВСМ.

И вот сравнительно недавно проект ВСМ был возобновлён, одновременно возобновилось и дискуссия и о её будущем маршруте. После жарких дебатов научно-технический совет ОАО «Российские железные дороги» принял решение, которое можно без всякого преувеличения назвать историческим. Из трёх вариантов маршрута будущей высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, совет остановил свой выбор на маршруте, проходящем через Великий Новгород. Поезда ВСМ будут останавливаться в районе Трубичино, то есть без ущерба для исторической городской среды.

Итак, победил здравый смысл, но не последнюю роль в этом решении сыграл наш губернатор Андрей Никитин, который все это время целеустремленно пробивал «новгородский вариант» на самых высоких уровнях.

По оценкам специалистов, высокоскоростная магистраль в два-три раза увеличит поток отечественных и зарубежных туристов, придаст мощный толчок экономическому и социальному развитию региона, повысит его инвестиционную привлекательность, откроет новые возможности для развития Новгородского университета как крупного научно-образовательного центра федерального уровня, расположенного на комфортном расстоянии между двумя мегаполисами.
Выиграют от этого не только новгородцы, но и все россияне, которые смогут заново открыть для себя древний Новгород, с которого начиналась история нашего Отечества.

Всё сказанное вовсе не означает, что на новгородцев теперь с неба посыплется манна небесная. Во многом от нас самих будет зависеть то, как мы сможем воспользоваться этим широко распахнувшимся «окном возможностей».

Теги: Россия, ВСМ, Москва, Санкт-Петербург, РЖД, Владимир Путин, Великий Новгород, Виктор Смирнов, история