Вчера, 19 августа, губернатор Новгородской области Андрей Никитин посвятил традиционную субботнюю рубрику «Новгородика» в своём телеграм-канале святителю Митрофану Воронежскому, чей гроб нёс Пётр I.
Святитель Митрофан и царь Пётр I встретились, когда первому было 60, а второму 10 лет. 25 июня 1682 года Митрофан участвовал в венчании на царство Иоанна и Петра. В этом же году состоялось назначение Митрофана епископом Воронежским.
– В то время Воронеж практически не посещался архиереями, местная церковь находилась в сильном упадке, а среди населения царила бездуховность, – рассказал Андрей Никитин. – Митрофан принял кафедру и занялся её развитием. Он заботился о нищих, покровительствовал вдовам и сиротам, дом его служил лечебницей для больных.
Епископ построил два монастыря, занимался обучением местных священнослужителей, своим трудом укреплял авторитет духовенства и церкви в обществе. С большим уважением относился к царю и его начинаниям. Поэтому, когда Пётр I решил строить в Воронеже первые корабли, передал ему на строительство личные сбережения.
Митрофан, как и Пётр I, тоже считал полезным перенимать западный опыт и технологии, однако внедрение западных обычаев в церковную жизнь считал неприемлемым.
– В вопросах веры он был настолько твёрд, что даже не боялся противоречить царю, – отметили Андрей Никитин. – Известен случай, когда он отказался прийти по приглашению царя во дворец, поскольку дворцовый парк был украшен языческими статуями. В гневе Пётр I обещал казнить священнослужителя, но в ответ тот лишь спросил, когда и куда необходимо явиться на казнь. Смирение Митрофана поразило царя, статуи были убраны, а царь попросил прощения у святителя.
Дружба с царём не изменила образа жизни Митрофана, он оставался очень скромным человеком, всё нажитое отдавал нуждающимся.
Когда святитель скончался, Пётр I лично нёс его гроб, сокрушаясь: «Не осталось у меня такого святого старца».
7 августа 1832 года Митрофан Воронежский был причислен к лику святых, его изображение можно увидеть на горельефе памятника «Тысячелетие России», и даже здесь он скромно стоит позади других просветителей.