Андрей Никитин в своем телеграм-канале продолжает публиковать исторические заметки о людях, изображённых на памятнике «Тысячелетие России». Сегодня его рассказ о создателе классического типа русского хорового концерта, авторе многочисленных сочинений практически во всех музыкальных жанрах своего времени — композиторе Дмитрии Степановиче Бортнянском.
«Он был родом из города Глухов Киевской губернии. В пять лет у мальчика уже проявился тонкий слух и прекрасный голос, маленький Дима был принят в певческую школу, а через два года в числе лучших учеников оказался в санкт-петербургской придворной певческой капелле.
В период царствования Екатерины II в Санкт-Петербург был приглашён из Венеции итальянский капельмейстер Галуппи. Маэстро оценил способности Бортнянского и более трёх лет занимался с ним пением и игрой на инструменте. Благодаря его протекции Дмитрий Степанович получил «пансион» для продолжения обучения в Италии. В 1776 году в венецианском театре состоялась премьера первой оперы композитора «Креонт». В Италии были написаны и другие его известные произведения: оперы «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты и кантаты.
Спустя 10 лет пребывания за границей Бортнянский вернулся в Россию, получил приглашение занять место капельмейстера, а затем и директора придворной певческой капеллы. Дмитрий Степанович собрал лучшие голоса России, добился от хора высочайшего совершенства исполнения. В 1816 году император Александр I возложил на него обязанности цензора духовной музыки. Согласно императорскому указу, в церквях должны были петь только по печатным нотам, причём исполняемые произведения должны были или принадлежать Бортнянскому, или быть обязательно им одобрены.
Бортнянский оставил огромное творческое наследство, он написал более 200 разноплановых произведений: романсов, песен, кантат, опер и инструментальных сочинений. Но славу на все времена снискал именно как автор духовных концертов. Последние годы жизни он посвятил подготовке к изданию сборника своих сочинений, но увидеть его не успел. Десятитомное полное собрание сочинений Бортнянского вышло в свет лишь в 1882 году под редакцией Петра Ильича Чайковского. 50 духовных концертов маэстро и сегодня звучат в православных храмах России», - написал Андрей Никитин.
Теги: история, Андрей Никитин