Среда, 24 июля 2024

90 лет назад в Старой Руссе был пущен электрический трамвай

Вопрос о возможном пуске в Старой Руссе трамвая был поднят ещё в 1915 году на I Всероссийском съезде по улучшению отечественных лечебных местностей.

– Работая в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, я обнаружил доклад старорусского городского головы Ивана Ванюкова о развитии города и курорта, в котором был раздел «Электрический трамвай», — рассказывает старорусский краевед Анатолий Васильков. — В своём выступлении Иван Иванович доказывал, что очень важным условием для города, особенно курортного, является удобное, скорое и дешевое сообщение между всеми частями города. То есть электрический трамвай, с которым «почти все приезжающие на курорт так свыклись в больших центрах и заграницею».

С этим согласились и участники съезда, среди которых были представители правления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. В итоге съезд разработал план мероприятий по развитию и улучшению отечественных лечебных и климатических пунктов, который включал не только пуск дополнительных поездов до Старой Руссы, но и открытие трамвайного движения.

Здесь свою роль сыграла Первая мировая война. При эвакуации всего ценного из Риги (в апреле 1915 года началось наступление немецких войск на Рижском направлении) в Старую Руссу было эвакуировано оборудование трамвайной линии Кемери-Яункемери и подвижной состав, включавший пять моторных вагонов «Феникс», четыре прицепных вагона, две открытые грузовые платформы и паровоз «Артур Коппель». Эвакуированный состав и решили использовать в Старой Руссе. Но тут свои коррективы внесла революция 1917 года, и работа по прокладке трамвайного пути в городе на Полисти шла тяжело, деньги выделялись с перебоями.

В итоге лишь к началу лета 1922 года был уложен рельсовый путь, установлены столбы для воздушного рабочего провода с частичной подвеской кронштейнов, велись работы в трамвайном парке. Однако из-за тяжбы за городскую электростанцию между Главэлектро и Коммунхозом пуск трамвая вновь пришлось отложить. Поэтому трамвай было решено сдать в аренду — он ходил на паровой тяге — а вырученные от аренды средства было решено направить на завершение работы по строительству.

Пуск электротрамвая состоялся 6 июля 1924 года. Из трамвайного депо вышёл первый празднично украшенный состав — моторный вагон №3 с прицепным пассажирским.

Работа трамвая регламентировалась правилами, утвержденными городским советом. Трамвай работал с девяти часов утра до часа ночи по одному маршруту «Вокзал — курорт», разделённому на три тарифных участка, проезд по каждому из которых стоил 5 копеек. Маршрут трамвая пролегал по улицам Карла Либнехта, Советской, Карла Маркса, Ильинской. Вагоновожатый, доведя вагон до конечного разъезда «Вокзал», переходил в противоположный конец вагона, и трамвай отправлялся в обратный путь. То же происходило и на конечном разъезде «Курорт».

Пик пассажирских перевозок пришёлся на 1932 год, когда было перевезено 968,9 тысячи граждан. В 1939 году на улицах Старой Руссы появился новый вид общественного транспорта — автобус.

В годы Великой Отечественной войны трамвайные пути были разобраны, а вагоны распилены.

Фото из архива Анатолия Василькова.

Подробнее об истории пуска в Старой Руссе электрического трамвая читайте в ближайшем выпуске «НВ Старая Русса».