Вторник, 23 июля 2024

Сергей Трояновский: «Обнаружение на дне Волхова древнерусского судна - беспрецедентный случай»

Как уже сообщали «НВ», при проведении поисковых работ в месте прохождения новой скоростной автомобильной дороги «Москва – Санкт-Петербург» в Новгородской области было обнаружено уникальное древнерусское судно. Судно длиной 21 м лежит на дне реки Волхов, на глубине 18 метров, в районе будущего строительства мостового перехода, сообщили в пресс-службе компании «Автодор».

Как пояснили сегодня на специальном заседании в Правительстве области под председательством заместителя губернатора Александра Смирнова, судно лежит в районе населенного пункта Ситно Новгородского района.

Находку обнаружили специалисты ЗАО «Инженерно-технический центр специальных работ», компании, которая исследует полосу отвода будущей дороги. Слой ила, в котором находится судно, позволил древнему транспортному средству хорошо сохраниться. На его борту был найден груз - ряды плотно уложенных кирпичей, пять из которых были извлечены и отправлены на экспертизу в Институт Археологии РАН.

- Это беспрецедентный случай, - сказал заместитель генерального директора новгородского музея-заповедника по археологическим исследованиям Сергей Трояновский. - На сегодняшний день в стране не обнаружено ни одного древнерусского корабля. На раскопках мы находили лишь детали судов: обшивку, вёсла. Здесь же оно лежит хорошо сохранившееся. Это пример многофункциональной ладьи, на которой могли ходить новгородские ушкуйники.

В настоящий момент в зоне, где находится судно, никаких работ не проводится. В течение ближайших трёх-четырёх месяцев специалисты должны решить, что с ним делать. Вопрос о подъёме пока не идёт: это процесс очень сложный, который в виду перепада температур, состава воды, может спровоцировать разрушение ладьи. Но и строительство мостового перехода тоже не перенесёшь: в районе, где лежит судно, в скором времени должны быть установлены опоры. «Работы связаны с вибрацией, - пояснили строители. - Это тоже может привести к разрушению объекта культурного наследия».

Но перенести судно на другое место такой же глубины - вполне возможно, считает генеральный директор ЗАО «Инженерно-технический центр специальных работ» Евгений Паль. После чего уже можно будет решать вопрос, поднимать ладью или нет. Вопрос этот трудный и весьма затратный. По примерным подсчетам только оборудование, необходимое для просушки находки, может стоить десятки миллионов рублей.

В ближайшее время должно быть детально проработан процесс переноса судна из зоны строительства.