Совсем скоро, 19 апреля, портрет Елизаветы Ивановны Неклюдовой, написанный Владимиром Боровиковским в 1798 году, вернётся в экспозицию Музея изобразительных искусств в Великом Новгороде. Его реставрация длилась около года. Эту работу выполнила заведующая мастерской реставрации масляной живописи Новгородского музея-заповедника (НГОМЗ), художник-реставратор Татьяна Бодина.
Как рассказали в музее-заповеднике, необходимость в реставрации портрета была вызвана тем, что покровные лаки на полотне сильно пожелтели и искажали авторский колорит. Известно, что в процессе старения лак темнеет. Сквозь такую лаковую пленку цветовые отношения живописи воспринимаются искаженно. Так, голубоватый холодный колорит приобрел со временем зеленоватый цвет.
В мастерской реставрации масляной живописи НГОМЗ и в химической лаборатории Русского музея было проведено тщательное исследование картины: микрохимическое, оптическое, технико-технологическое. После этого последовал длительный и кропотливый этап по раскрытию живописи. Были удалены потемневшие слои лаков, записи, лежавшие на изображении фона.
Работа сопровождалась микроскопическими исследованиями, исследованиями в УФ-лучах. Расчистка велась под бинокулярным микроскопом, лупой с подсветкой. После раскрытия были сделаны тонировки, картина покрыта лаком. В результате реставрации портрет приобрел экспозиционный вид. Изменился колорит, некоторые детали, ранее скрытые темными лаками, стали заметнее.
Портрет поступил в Новгородский музей в 1930 году из Государственного Русского музея. На нем изображена Екатерина Ивановна Неклюдова, в девичестве Левашова, жена Петра Ивановича Неклюдова, обер-прокурора Сената, представителя одного из старейших дворянских российских родов, близкого друга Державина. Семья была связана с Новгородской губернией: здесь в селе Мошенском находилось имение, где они проводили лето.