Воскресенье, 21 июля 2024

Выставка графики из фондов Новгородского музея-заповедника открылась в Крыму

С 6 мая в Симферопольском художественном музее работает выставка из фондов Новгородского музея-заповедника «Читая Достоевского». На ней представлено около ста графических материалов, связанных с жизнью и творчеством писателя. Среди авторов известные российские художники – В.М. Басов, М.Г. Ройтер, Т.В. Прибыловская, Л.П. Новикова, Ю.И. Селиверстов, А.А. Ушин, Ю.Ю. Перевезенцев, Б.Л. Непомнящий, В.А. Сулимо-Самуйлло, В.А. Шестаков. В разное время они проиллюстрировали почти все основные произведения Достоевского: «Белые ночи», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Кроткая», «Неточка Незванова», «Преступление и наказание», «Игрок», «Записки из мертвого дома».

Несколько иллюстраций связаны с романом «Братья Карамазовы», который в основном был написан в Старой Руссе и насыщен ее атмосферой и историческими реалиями. Поэтому в экспозицию были включены виды этого небольшого провинциального городка, созданные Л.И. Зикеевым. Как сообщили в Новгородском музее-заповеднике, выставка продлится до 30 июня.

Тема города, отчужденного, противопоставленного людям, звучит в иллюстрациях Б.М. Басова к «Бедным людям». Серебристо-серая гамма рисунков не становится у художника романтическим флером. Суховатая четкость карандаша усугубила горькое понимание равнодушия города и мира к человеку. Басова не интересует быт, детали интерьера или одежды – художник всего лишь намечает те декорации, в которых разворачиваются события. В рисунках Басова есть контраст, свойственный прозе Достоевского, контраст возвышенно-символического, идеального и прозаического.

Символический пласт произведений Ф.М. Достоевского оказался близок художнику-философу Ю.И. Селиверстову. Его прочтение «Братьев Карамазовых», а точнее, «Легенды о Великом инквизиторе», очень емко, исторично и отчаянно жестоко. Только центральные части имеют непосредственное касательство к «Легенде», а левые и правые – «оркеструют» ее сюжет. Художник не боится обращаться к образам средневековых авторов и к стилистике экспрессионизма. Он сжимает свою фантазию рамками формы, выбирая триптих как основу формального и смыслового решения, добиваясь у зрителя ощущения предстояния, востребованности всех его интеллектуальных возможностей, подчинения чужой воли.

Не менее интересно прочтение писателя Б.Л. Непомнящим. Его рисунки-паутинки, воссоздающие портреты Карамазовых, выявляют их антагонизм и родство. Каждый из них невольник страсти. У Федора Карамазова это страсть плотская, у Ивана – интеллектуально-горячечная, у Алеши – мятущаяся страсть-вера. Поразительна простота художественного языка и ясность мысли художника.

Иначе выглядят офорты по мотивам этого же романа. В них более существенную роль играет вполне конкретно трактованное пространство, но его холодная отчужденность в соединении со страстями героев придает композициям глубоко символический смысл.