Пятница, 19 июля 2024

Фрески церкви Благовещения могут получить премию The Art Newspaper Russia

Как сообщает ИТАР-ТАCC, объявлен лонг-лист V юбилейной премии газеты The Art Newspaper Russia за самые значимые события в области искусства по пяти номинациям – «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад».

The Art Newspaper Russia – единственное в России интернациональное издание, посвященное искусству, с тиражом в 70 тыс. экземпляров. Цель издания – включить русскоязычную аудиторию в мировой художественный контекст.

В каждую из категорий редакция газеты включила пять номинантов. Один из важных критериев выбора победителей – его значение для представления российского искусства на международном арт-пространстве.

В номинации «Реставрация года» участвуют и фрески церкви Благовещения на Городище (XII век). Их «конкуренты» – Арсенал в Царском Селе (XIX век); картина Рогера ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну» (XV век) из собрания Эрмитажа; настенная живопись в доме Стройбюро (1930-1931 годы) в Королеве и фрески Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря (XII век) в Полоцке (Белоруссия).

Фрески храма Благовещения XII века были обнаружены этим летом во время археологических работ в церкви. Речь идет о живописи юго-западного угла храма.

Напомним, храм Благовещения был заложен в 1103 году старшим сыном Владимира Мономаха – новгородским князем Мстилавом Владимировичем Великим.

В XIV веке церковь была полностью разобрана и рядом с ней построен второй храм Благовещения, поэтому фрески храма XII века считались навсегда утраченными.

Из завалов фрески извлекли художники-реставраторы Новгородского центра реставрации монументальной живописи. По словам Тамары Анисимовой, заведующей Центром, специалисты обработали фрагменты уникальной живописи, склеили некоторые из них, удалили загрязнения.

Всего удалось обнаружить и поднять тысячи фрагментов, – для того, чтобы разместить их, потребовалось около 300 планшетов.

– Как раз вчера мы завершили обработку последних планшетов, – рассказала Тамара Анисимова. – Склеивали, подбирали... Общая картина пока неясна, но мы попытаемся собрать воедино эффектные фрагменты.

Среди таковых уже можно назвать, например, фрагмент крыла архангела и фрагмент одежд.

Шорт-лист премии The Art Newspaper Russia будет сформирован в январе 2017 года. В него войдут три финалиста в каждой из пяти номинаций.

Смогут ли новгородские фрески бороться за главный приз – статуэтку в виде перекрещивающихся, как стрелки часов, лондонского Биг-Бена и Спасской башни Московского Кремля? Каждый из участников номинации «Реставрация года» – уникален.

Хотя, как заметила Тамара Анисимова, если хорошо сохранившиеся фрески Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, ценители древностей уже видели, то фрески благовещенского храма с XIV века, когда была разобрана первая церковь, никто, кроме реставраторов и археологов, не видел.

Фото из открытых источников