Воскресенье, 24 ноября 2024

В Великом Новгороде число дистанционных мошенничеств выросло в два раза

Сегодня, 30 ноября, в УМВД Великого Новгорода начальник городской полиции Сергей Максимов провел брифинг для журналистов, посвящённый дистанционным мошенничествам. Проблемой роста количества преступлений, совершаемых с помощью интернета и телефона, стражи порядка очень озабочены. В этом году в УМВД поступило более 400 заявлений от граждан, ставших жертвами таких аферистов и потерявших сои средства. В прошлом году за аналогичный период было зарегистрировано около 200 обращений.

При этом раскрываемость таких преступлений составляет только 12%. Зачастую преступники проживают в других регионах или даже в других государствах.

На брифинге Сергей Максимов и заместитель начальника полиции по оперативной работе подполковник полиции Кирилл Воев рассказали журналистам об основных видах дистанционного мошенничества и о том, как не попасться на крючок к злоумышленникам.

Сергей Максимов напомнил, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и если гражданам предлагают приобрести дешевые товары по явно не соответствующей стоимости, получить выигрыш, приз и внести оплату за еще не полученный товар или услугу, это является отличительным признаком мошенничества.

По-прежнему в ходу одна из, казалось бы, хорошо известных мошеннических схем, когда с помощью случайного подбора цифр преступники звонят гражданам и сообщают о том, что их родственник попал в беду, и чтобы выручить его, нужно заплатить энную сумму денег. Вместо того, чтобы сразу позвонить родственнику, люди передают деньги жуликам, а потом выясняется, что с близким человеком всё в порядке.

Немало мошенничеств строится на SMS-информировании, когда держателям банковских карт неизвестные сообщают, что карта заблокирована, и чтобы её активировать, нужно перейти по интернет-ссылке или набрать на платежном терминале необходимую комбинацию цифр. Результатом становятся списанные с карты средства.

Кроме того, по словам Сергея Максимова, нужно очень внимательно относиться к использованию банковской карты. К примеру, при оплате с помощью терминала в магазине или ресторане посетители зачастую передают карту сотруднику торговой точки или официанту, а он в это время может запомнить код карты на её обороте (три цифры) и затем использовать с самыми неблаговидными целями. Не стоит отдавать карту при оплате услуг или покупке товаров.  

Мошенничества развиваются вместе с прогрессом. И сейчас можно встретить в интернете фейковые сайты, предлагающие, например, услуги по продаже авиабилетов. Они являются копией популярных ресурсов.

Ниже мы предлагаем перечень наиболее распространённых видов дистанционного мошенничества и рекомендации полиции.      

● Мошенничества, связанные с деятельностью Интернет-магазинов и сайтов по оказанию различных услуг. При заказе товаров граждан просят внести оплату полностью или предоплату, зачастую путем внесения денежных средств на виртуальный кошелек посредством терминала экспресс-оплаты.

● Звонки, якобы от имени банка или рассылка SMS-сообщений,  содержащих информацию о том, что банковская карта абонента заблокирована в силу ряда причин. Иногда подобные сообщения содержат призыв перевести деньги для разблокировки карты, иногда абонента просят позвонить или отправить SMS на короткий номер.

Необходимо помнить о том, что единственная организация, которая сможет проинформировать о состоянии карты – это банк, обслуживающий ее. Если  же есть подозрения о том, что с картой что-то не в порядке, если  пришло SMS-уведомление о ее блокировке, необходимо немедленно обратиться в банк. Телефон клиентской службы банка обычно указан на обороте карты.

● Мошенничества, совершенные с использованием сайтов бесплатных объявлений. Самые популярные виды обмана на таких сайтах – это продажа товаров с пересылкой по предоплате и перевод денег на карту какого-нибудь банка. Стоит насторожиться, если откликнувшийся на объявление о продаже покупатель настаивает на оплате товара исключительно на банковскую карточку. При этом мошенники просят номер карты, секретные данные с ее обратной стороны, срок действия, коды приходящих из банка SMS – для подтверждения операции или доступа в онлайн-банкинг. Часто такие нечистые на руку покупатели не интересуются свойствами товара, предлагают предоплату для «резервирования», звонят сразу же после опубликования объявления и отказываются от оплаты наложенным платежом. Задача мошенников – получить доступ к банковской карте через онлайн-банкинг и завладеть имеющимися на счете деньгами.

● Звонки на домашний или мобильный телефон неизвестных, которые представляются сотрудниками полиции и сообщают, что родные, тех, кому они звонят, якобы, попали в ДТП или задержаны и необходима большая сумма денег, чтобы выручить их.

● Мошенники взламывают аккаунты в социальных сетях и от  имени человека, страницу которого взломали, начинают просить деньги у друзей. Причем стараются выстраивать переписку так, чтобы никто не заподозрил мошенника. Как правило, речь идет о небольшой сумме. Однако подобные сообщения рассылаются всем друзьям, количество которых иногда доходит до нескольких сотен.

{youtube https://youtu.be/aadvE_KqNxA}