Воскресенье, 24 ноября 2024

Сегодня в Великом Новгороде начинает работу выставка «Мастера натюрморта»

С 26 января в выставочном зале Музея изобразительных искусств начинает работу выставка «Мастера натюрморта». Она приурочена к 50-летию создания Новгородского отделения Союза художников России. На выставке представлено десять натюрмортов из собрания Новгородского музея-заповедника. Посетить ее можно до 12 марта.

Изображение предметов - это не «мертвая натура», а «живые» действующие образы, способные рассказывать не только о своей сущности, но также о творческой позиции их создателей. Структура натюрморта, его постановка, выбор точки зрения, характер трактовки вещей всегда заключают в себе определенный смысл. Даже при внешней элементарной простоте натюрморта язык изображения может быть глубок и неисчерпаем, передавая через «портрет» вещи «портрет» мира. Среди компонентного разнообразия натюрморта наиболее часто встречаются изображения предметов народного быта, когда утилитарная вещь традиционной культуры воспринимается как знак, образно передающий «связь времен».

В творчестве старшего поколения новгородских мастеров, ставших основателями областного отделения Союза художников, натюрморт являлся одним и излюбленных жанров, позволяющих ярко и самобытно сочетать художественные традиции и новации.

Именно в натюрморте наиболее убедительно проявился свежий и сильный талант Дмитрия Журавлева, целенаправленно ведущего поиски индивидуального изобразительного языка. В таких работах как «Натюрморт с глиняной посудой» и «Натюрморт с мезенской прялкой» живая теплота народной вещи получает воплощение в полнозвучном живописном образе, искренне и с любовью передающем красоту обыденного предмета.

Живописная экспрессия – основа пластически выразительных предметов в натюрмортах Владимира Рябова. Художник видел рождение образа в краске, предпочитал использовать открытые яркие цвета, организующие динамику композиции, смело вводил интенсивный черный, придающий богатство и силу общему колористическому строю. В «Натюрморте с курительной трубкой» вещественный образ и творчески выявленный цвет органично сливаются друг с другом, позволяя воспринимать в новом свете подлинную красоту натуры.

Очевидна мировоззренческая позиция при создании натюрморта Дмитрием Кондратьевым. Художник отражает через мир вещей собственную систему принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих его отношение к действительности. Иносказательная ипостась художественного образа в натюрморте «Хлеб» формируется лаконично и емко через предметы крестьянского быта на основе их традиционно закрепившегося смысла. Это позволяет мастеру вскрыть глубинные пласты темы народной жизни, проходившей «красной нитью» через все его творчество.

Художественное видение Ларисы Новиковой глубоко лирическое. Ее натюрморты звучат по-разному, но все они полны желанием передать красоту предметного и природного мира. Яркая декоративность — качественная особенность натюрморта «Игрушки», напрямую связанная с традициями народных промыслов. Тогда как натюрморт «Половодье» проникнут особой поэтичностью, запечатленные цветы живут на полотне, они трепетные при всей заметной весомости фактуры и, кажется, отражают первородную силу природы.