Творение городецкого сапожника и по совместительству талантливого художника и резчика по дереву Григория Евдокимовича Токарева-Казарина известно посетителям музея по выставкам в 2013 и 2014 годах, когда его можно было увидеть в здании Присутственных мест. Недавно шкаф для посуды начала XX века из коллекции Новгородского музея-заповедника был обновлен.
Экспонат дошел до наших дней не совсем целым. Какие-то элементы казались утраченными безвозвратно, например, передние крышки выдвижных ящиков. Однако в нижегородском архиве нашлась фотография. На ней был изображен шкаф во всей красе, с хорошо просматриваемыми при увеличении рисунками резного рельефа, доныне неизвестными специалистам.
Тем временем на экскурсии по музейному фонду резного дерева для студентов Новгородского областного колледжа искусств им. С.В. Рахманинова преподавателю Федору Дмитриеву пришла в голову идея реконструировать недостающие детали в качестве дипломной работы одного из учеников. И для колледжа, и для музея такой опыт был в новинку.
- В штате музея, к сожалению, нет профессиональных резчиков по дереву, - рассказала искусствовед Юлия Комарова. – Поэтому предложение колледжа нас очень заинтересовало.
Произведения Токарева-Казарина вызывают у искусствоведа улыбку. На исполнение сюжетов из Библии и отечественной истории мастера наверняка вдохновляли картинки из журналов, гравюры и лубки. В резных панелях много наивности и не просматривается какого-то внятного композиционного плана. Но вот уровень техники Федор Дмитриев отметил как очень высокий. И чтобы вникнуть в стиль необычного резчика, повторить его, требуется не только профессионализм, но и характер.
- Важность в том, чтобы дополненные детали и оригинал смотрелись как единое целое, но было видно реконструкцию. Это не всем доступно, - подчеркнул он.
Выбор преподавателя пал на студента четвертого курса Мстислава Дружинина. Сам будущий мастер, специалист по народным промыслам и ремеслам, с энтузиазмом откликнулся на ответственное предложение. Часами нужно было изучать сам шкаф и фотографии, на которых запечатлены лица ангелов и фигурки зверей. Подобная реконструкция вплотную приближена к научной, ведь требовалось восстановить рельеф с плоскостного изображения, а также повторить даже мельчайшие ошибки мастера, не поддаться искушению что-то исправить, усовершенствовать. Музейные сотрудники, помогавшие в этой работе, по достоинству оценили результат.
Шкаф будет представлен на выставке «Чудо-чудное, диво-дивное. Городецкая роспись», которая откроется в конце мая во дворце Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское». Москвичи и гости столицы смогут сами оценить и замысловатость шкафа, и обнову, украшающую его фасад.
Фото: Новгородский музей-заповедник.