6 июля в 16.00 в подцерковье церкви Жен Мироносиц (Ярославово дворище, ул. Никольская, 3) состоится открытие выставки «Торг знает меру, вес да счет». Она познакомит гостей с мерами объёма, веса, длины и различными устройствами, приборами и приспособлениями для их определения, которые использовались в торговле в конце XIX – начале XX века.
На выставке представлено около ста предметов из фондов Новгородского музея-заповедника: аршины, кошельки, кубышки, копилки, разновесы, весы, счёты, монеты.
Не только в сказках, но и в жизни народ использовал, наряду с универсальными единицами измерения, приблизительные меры, удобные в быту. Например, лукошками, а также десятками продавали яйца, решетами – овёс, морковь, лук и пр. К наиболее древним бытовым народным мерам вместимости можно отнести щепоть, пясть, пригоршни.
Вместимостью какого-нибудь сосуда измерялись не только сыпучие тела, но и жидкости. Распространенной в народе мерой был ушат (от 3 до 4 вёдер), которым, например, продавали капусту. Творог продавали вёдрами, величина которых не у всех была одинаковой (от 25 до 33 фунтов воды).
Постепенно получала всё большее распространение продажа по весу. Взвешивая, продавали масло, лен, шерсть. По весу кузнец принимал железо и отдавал сделанные из него гвозди, принимали молоко на сыроварне и маслодельне. Ягоды, продаваемые ранее корзинами и лукошками, начали также продавать на пуды и фунты, которые из всех мер веса были известны крестьянам. Лен дома считали на десятки́ (десять горстей или волокон) и кирби (десять десятков), продавали на фунты.
В домашнем хозяйстве весы имелись не только у крестьян, занимающихся куплей-продажей. Наиболее распространенным измерительным прибором были фабричные или самодельные безмены. Кроме «казенных» мер сыпучих тел и веса у крестьян были и свои особенные меры. Использовали палки, утварь: сковородники, поварёшки и пр. Когда соседка забегала попросить в долг сахар, кусок подвешивали на конце поварёшки, противоположном лопасти. Используя петлю, уравновешивали оба конца. На том месте поварешки, где она стала в равновесие, делали зарубку, следовательно, соседка возвращала столько же, сколько ей было отпущено. «Вес и мера – святое дело», – говорили крестьяне.