Суббота, 23 ноября 2024

27 июля можно будет бесплатно попасть в церковь Симеона Богоприимца и собор Рождества Богородицы

27 июля в рамках проекта Новгородского музея-заповедника «Открытая пятница» для бесплатного посещения будут открыты церковь Симеона Богоприимца на улице Зверина и собор Рождества Богородицы в Антоново.

Церковь Симеона Богоприимца находится на территории Зверина Покровского монастыря. Весь монастырский комплекс с 1992 года – объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Покровским монастырь назван по главному храму Покрова Богородицы, Звериным – по месту существовавшего здесь в XI в. зверинца, то есть, заповедных угодий для проведения княжеской охоты.

Церковь Симеона Богоприимца – последний сохранившийся датированный памятник периода новгородской независимости. Это типичная постройка своего времени. Правда, возведена она из кирпича, без использования местного камня, что было новым словом в новгородской строительной традиции.

Вскоре после строительства интерьер церкви был расписан. Фрески представляют собой уникальный «месяцеслов» или календарь, в котором каждое изображение святого связано с определенным днем и месяцем года, а их расположение подчинено календарному циклу. Ансамбль росписей сохранил почти полный первоначальный состав изображений.

Собор Рождества Богородицы расположен в северных окрестностях города на правом берегу реки Волхов. Является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Собор был главным храмом упраздненного в 1920 году Антониева монастыря. Согласно преданию, обитель была основана в 1106 году Антонием Римлянином, который приплыл в Новгород на камне. Камень этот и сейчас лежит на паперти собора.

Собор Рождества Богородицы был построен вскоре после основания монастыря и был одним из немногих каменных храмов Новгорода начала XII века. Со временем Рождественский собор оброс пристройками, а в 1125 году собор был расписан фресками. Сохранились фрагменты этой росписи в трех апсидах, а также узкие полосы фрагментов на боковых стенах со стороны алтаря. Прекрасно дошли до наших дней фрески на восточных столбах, заслоненные со временем новым высоким иконостасом.