Понедельник, 25 ноября 2024

На дне Волхова обнаружили более 600 индивидуальных находок

Новгородские водолазы за два месяца работ на дне Волхова у Великого моста этой весной обнаружили более 600 индивидуальных находок. В это время водолазами исследовался грунт на участке 4 х 3 метра, глубиной до 2,4 метров от поверхности дна.

В сезоне 2009 года было продолжено углубление и удлинение небольшого раскопа (шурфа), заложенного еще в 2007 году. На этом участке в прежние годы были обнаружены дубовые сваи и фрагменты деревянных конструкций, датированных XII – XIII вв.

В результате работ экспедиции «Великий Мост» были выявлены свайные основания как из хвойных пород, так и дуба. Наиболее значимыми находками являются уже третья свинцовая вислая печать в шурфе «Великого Новгорода» (XV в.), половина серебряной «новгородской гривны», 138 монетных находок. Ювелирное дело представлено, как изделиями (нательными крестами и их фрагментами, перстнями и их фрагментами, пуговицами и бубенчиками), так и следами их производства, в том числе, литейной формой. Находки из железных изделий представлены топорами, ножами и связкой из девяти лезвий кос.

Из обычных находок под мостом — замки, обувные и конские подковы, шипы, гвозди, булавки и кирпичи. Необычной категорией находок 2009 года стало большое количество фрагментов штукатурки со следами фресок (217 фрагментов). Найдено также около 2 тысяч фрагментов керамики и целый горшок.

Кроме того, как сообщили в пресс-центре мэрии, на основании обнаруженных конструкций и их датировки впервые можно достаточно уверенно говорить о свайном характере мостовых конструкций XII-XIV вв. и средневековых мостов Новгорода в целом.

Обнаруженная в ходе подводных раскопок коллекция индивидуальных находок (более 1400 единиц) и массового материала (керамика, костные останки) представляет собой достаточно емкий объем информации для характеристики «жизни на мосту». Находки печатей, монет, следов ювелирного производства и западноевропейских пломб при комплексном подходе к их изучению позволяют поймать «в фокус» исторические реалии различных видов человеческой активности на мосту.