Вчера, 16 сентября, в Великом Новгороде стартовал кинофестиваль «Сталкер», посвященный фильмам о правах человека. Открывал кинофорум фильм «Искупление» режиссёра Александра Прошкина. Это военно-историческая драма, действие которой разворачивается в канун 1946 года: послевоенная жизнь в разрухе, голоде и нищете обернулась для людей тяжким испытанием.
Перед показом в Киноцентре прошла творческая встреча с автором ленты.
- Какие бы картины я не снимал, «Холодное лето пятьдесят третьего», «Николай Вавилов», «Русский бунт» или «Искупление» - их объединяет общая тема: как человеку прожить с прямой спиной, остаться человеком, несмотря на все испытания, которые выпали на его долю, - сказал Александр Прошкин. - Все мои ленты - разные по жанрам. Есть история восемнадцатого века, фильмы о тяжёлых послевоенных годах, о Великой Отечественной войне. Я глубоко убеждён, что без умения чувствовать чужую боль, без сочувствия искусства не бывает. И смысл искусства научить людей этому сочувствию. И для меня это тоже - главная цель. Сегодня снимается немало фильмов, посвящённым событиям 1941-1945 годов. Но как снимать патриотизм, сегодня не знают: получается, что война - это лёгкая прогулка для красавцев-солдат. Но ведь за этой победой стоит гибель почти 30 миллионов человек. Из нынешних лент это совершенно непонятно. Кино о войне должны снимать люди, которые сами это пережили, которые понимают и знают весь этот ужас. В таких фильмах больше правды. Я никогда не снимал военные фильмы, - скорее с отзвуком войны. Такой получилась и картина «Искупление».
На своей творческой встрече Александр Прошкин высказался о пожаре в интернате «Оксочи». Режиссер признался, что он не знал о трагедии, которая произошла в Новгородской области, не смотрел в последние дни новости, но не почтить память этих людей было бы кощунством.
- Это уже стало какой-то традицией: больницы в нашей стране горят очень часто. И я думаю, это не случайно, - сказал Прошкин. - Это некое свидетельство черствости общества к тем, кто слаб, кто болен, находится на дне этой жизни, показатель безразличия и жестокости времени, изменение нравов. Я не большой поклонник советской власти, но тогда этого не было. Не горели дома престарелых и инвалидов с такой регулярностью. И я думаю, это колоссальная вина каждого из нас, вина современного общества.