Возлюбленные отцы, братья и сёстры!
Как повествует нам евангелист Матфей: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде чем сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф. 1,). «И родила Сына Своего первенца (в городе Давидовом в Вифлееме), - читаем мы уже у евангелиста Луки, - и спеленала Его, и положила Его в ясли…» (Лк. 2, 7).
Творец Вселенной, украсивший небесный свод мириадами звёзд, ныне возлежит пред нами в яслях для бессловесных животных, «повиваемый пеленами Славы».
Создавший человека по образу Своему, «преклонив Небеса», снисходит в мир греха и смерти. Рождается Спаситель в жизнь, оторванную от Источника Жизни, истлевающую от преступлений и подвергнутую разложению и смерти. «Христос рождается, - как восклицает Церковь в текстах службы Навечерия Рождества Христова, - чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ».
Апостол Павел в «Послании к Евреям» повествует нам об этом событии как о Предвечном Замысле Бога, Который - свободных в своём уповании созданий своих - приводит к достоинству Вечной жизни.
«Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, в эти последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и «веки сотворил». Он, будучи сиянием славы и образом сущности Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел по правую сторону [престола] Величества на высоте» (Евр. 1,1-3).
Потому в молитве, завершающей чтение часов, Святая Церковь обращается ко Христу как истинному Свету, Который просвещает и освящает всякого человека, приходящего в мир. «Слава Тебе, показавшему нам Свет!» - это восклицание верных Истине, явленной во Христе в ответ на Его исповедание: «Я Свет миру!». И только в этом Свете становится очевидной правда и ложь мира, который лежит во зле.
В этом Свете со времён Ярослава Мудрого понималась и «Русская Правда». Можно сказать, это первая система правил повседневной жизни русских людей. И что самое главное - из размышлений о жизни в Свете Христовой Правды возрастала русская культура.
Желание жить по правде и никогда не умирать – две основные, глубинные потребности «человека разумного». И это несмотря на то, что он знает, что умрёт. Осознаёт, пусть и интуитивно, что правду эту жаждет. Очень часто, в силу своего крайнего эгоизма - только для себя.
В этом отношении, весьма огорчительно, что стремление современного человечества найти рецепты - если и не вечной, но очень продолжительной биологической жизни - никак не сопровождаются размышлениями о её истинной ценности.
Ценность – это определение полезности, значимости человека в этой жизни с точки зрения осуществления им своего предназначения. Слово это было введено в современный лексикон в эпоху развития буржуазных отношений как замена понятию «благо». Юноше, который вопрошал Христа о Царствии Божием, Христос ответил: «Что ты называешь Меня благим? Никто не Благ, как только один Бог!» Этим Христос хотел подчеркнуть молодому человеку, что его истинное благо, его достоинство и правда – в Боге. Эту Правду и приносит в мир Христос: «Во Свете Твоем узрим Свет», - восклицает собрание верных на утреннем богослужении. «Христе, Свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир! Запечатлей на нас свет лица Твоего, да узрим в нем свет неприступный, и направь стопы наши к исполнению заповедей Твоих», - произносит священник молитву в конце богослужения часов.
В свете Христовой Правды мы должны осмысливать всё, что происходит в нашей жизни с нами и нашими близкими. Духовно-нравственные ценности, о которых так много принято у нас говорить сегодня, хороши и плодотворны только тогда, когда дух человеческий обращён к Богу, а не ищет себе выгоды на земле, не заботясь о благе ближних.
Сомнения и надежда – то, чем мучимы были лучшие люди во все времена человеческой истории - порождали самые высокие творческие свершения. А в Сыне Человеческом была явлена нам надежда на конец времён, когда Бог разрешит все человеческие трагизмы, все неразрешимые обстоятельства и противоречия.
Трагические обстоятельства современности - пусть, возможно, и не являются событиями конца времён - но, безусловно, в своей мере и по своему содержанию апокалептичны. Заставляют задуматься о последних смыслах бытия, о значимости жизни и её духовном содержании.
«Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двигнулись в сердце морей» (Пс. 45, 2-3).
Этими словами ветхозаветный псалмопевец призывает к мужеству всякого человека, надеющегося на справедливый суд Божий.
И этот суд воссиял из Вифлеемской пещеры тихим светом Правды и Милосердия одновременно. Правда требует восстановления справедливости. Милосердие призывает к прощению, но Вечности достойно только то, что соответствует миру Божественного благоволения и любви. Поэтому и восклицаем мы в молитвах наших словами древних: «Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие» (Тропарь службы Навечерия Рождества Христова. Час I).
И возносим мы свои смиренные вопрошания к Богоматери, склонившейся с любовью и удивлением над Богомладенцем Христом: «Нет у нас дерзновения из-за множества согрешений наших, но Ты умоли от Тебя Рожденного, Богородица Дева! Ибо силу многую имеет моление Матери ко благосклонному Владыке» (Богородичен службы Навечерия Рождества Христова. Час VI).
Слава в вышних Богу, ибо только Он соделывает на земле истинный мир, сходящий с небес! Слава воссиявшему в Свете разума и пришедшему к уповающим на Его милосердную помощь и защиту! Слава Господу нашему, Который и созидает в сердцах человеческих истинное благоволение.
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк.2,14).
Христос рождается - прославляйте Его! Христос с Небес - встречайте!