Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

На посиделках у Сказеюшки

Возможно, после исследования Елены Нечипоренко в Боровичах захотят возродить оркестр народных инструментов

Фото: автора

Не надо обладать музыкальным слухом, чтобы услышать историю

В сентябре научный сотрудник Музея истории города Боровичи и Боровичского края, филиала Новгородского музея-заповедника, Елена НЕЧИПОРЕНКО была признана одним из лучших гидов России. Её видеопрезентация «Сказ о боровичской балалайке» заняла третье место в конкурсе, организованном Русским географическим обществом совместно с телеканалом «Моя планета» и радио «Маяк». В двухминутном ролике в образе барыни Сказеюшки она рассказала о малоизвестной, вернее, почти позабытой достопримечательности — о первой в России фабрике народных инструментов. Информация о том, что её открыли именно в купеческом городе на Мсте в конце 1918 года, на долгие годы затерялась.

Союз трёх «Е»

Потребовалось без малого сто лет, чтобы справедливость всё-таки восторжествовала — чтобы теперь никто не сомневался, что сначала появилась боровичская фабрика «Русская балалайка», а уж потом, в 1926 году, в Ленинграде — предприятие имени Луначарского по производству музыкальных инструментов. Вещественных доказательств у боровичского гида собралось столько, что их хватило на целую выставку. Накануне её открытия, когда экспонаты только занимали свои места в зале музея, я встретилась с Еленой Викторовной.

Стаж экскурсовода у неё небольшой — всего 3,5 года. Начался он, когда она перешла на работу из Дома культуры в музей. На музыкальную тему, которая стала её коньком, натолкнулась случайно. Хотя не исключено, что и сами балалайки ждали такого человека, которому могли бы поведать свою удивительную историю и секреты.

— Когда я только приступила к новой работе, примерно в это же время в музей обратилась дочь Валерия Леонидовича Дёмина, последнего руководителя оркестра при Доме культуры Боровичского комбината огнеупоров, Елена. Она принесла музыкальные инструменты своего батюшки: две домры, балалайку и пюпитр. Надо было их описать и принять в фонд музея, — вспоминает Елена Нечипоренко. — Почти одновременно свой фотоархив в музей передала и старейшая участница боровичского оркестра Елизавета Григорьевна Алексеева, которая занималась ещё у Ильи Яковлевича Эсса в сороковые годы. В разговорах со мной она сильно огорчалась по поводу того, что об оркестре никто не говорит, да и не знают горожане ничего о его существовании.

В общем, благодаря объединению усилий трёх «Е» — двух Елен и Елизаветы — сюжет о боровичских балалайках стал постепенно раскручиваться. По признанию Нечипоренко, чем дальше, тем больше она входила в исследовательский раж. В новгородском архиве нашла подтверждение, что в Боровичах действовал не только оркестр, но ещё и фабрика. А их основатель — боровичанин Иван Васильевич Серебряков — был личностью примечательной во всех отношениях. Один любопытный факт из его биографии: в 1921 году он провёл кампанию по спасению из Одессы, где был страшный голод, композитора, исследователя и реставратора старинных русских народных инструментов, мировую величину Николая Привалова, который потом некоторое время жил в Боровичах и работал в городском оркестре.

Элен и ребята

По словам Елены Викторовны, классические экскурсии людей трогают всё меньше. Посетитель музея сегодня, как правило, хочет не только для ума получить пищу, но зрелищ и для глаз. Экскурсовод в наши дни — многостаночник. Поиск информации, владение материалом — лишь часть его профессии. Желательно, чтобы перед публикой было разыграно представление театра одного актёра.

В какой-то момент у научного сотрудника Нечипоренко сочинилась интерактивно-образовательная программа и родился образ той самой Сказеюшки — это имя Елена Викторовна придумала.

— Не сказительница! — подчеркнула она. — Когда я надеваю костюм, старше и толще становлюсь, двигаюсь по-другому. Но мне в этом образе комфортно, и посетителям он нравится. У меня в кабинете радио «Маяк» не выключается, поэтому и услышала про конкурс. Захотела попробовать, правда, потом перегорела. А когда уже обросла материалом, поняла, в какой форме его нужно представить, решила — буду участвовать.

Впрочем, особых сложностей с перевоплощением у Елены Викторовны не возникает, внимание аудитории артистизмом и врождённым обаянием удерживает. За её плечами — отделение режиссуры Новгородского культпросветучилища и учёба в Ленинградском институте культуры имени Крупской.

— После училища я внедряла мероприятия по народным праздникам и обрядам в Новгородской области. Столько лет прошло, что даже забыла, что тогда я даже издала методичку. И вот снова вернулась к фольклору, — улыбнулась она. — Помимо программы «Сказ о балалайке» провожу «Театральную афишу». Ставим кресла — у нас прекрасное видеооборудование, экран — и транслируем в рамках договора концерты Московской филармонии и Мариинского театра.

Есть у Елены Викторовны ещё одно амплуа — мадам Элен, хозяйка аристократического салона XIX века. Его она вместе с ослепительным красным платьем примеряет, когда ведёт балы в музее. Пройтись в полонезе, закружиться в вальсе, станцевать польку любят и школьники, и взрослые. Елена Нечипоренко нашла единомышленников, и традиция проведения бальных сезонов в Доме купца Шульгина, где, собственно, музей и располагается, неплохо прижилась.

— Балы можно проводить только в музее. Например, в Доме культуры, где я работала, они не получились бы. Уже само разделение помещения на зрительный зал и сцену создаёт ограничения. А здесь нет границы между ведущими и участниками. Совсем немного времени требуется, чтобы они почувствовали себя дамами и кавалерами. Особенно у старшеклассников заметно, как в танце у юношей и девушек сразу осанка проявляется. Гости не только танцуют, но и с удовольствием пишут перьями буриме, подписывают стилизованные под XIX век открытки, узнают нюансы бального этикета. Создаётся атмосфера игры, помогает демонстрация кадров из фильма Бондарчука «Война и мир». Но каждый раз нужно менять сценарий, надо учитывать, что люди приходят на балы повторно.

Балалаечный флешмоб

Звание лучшего гида в России популярности Елене Викторовне не прибавило. Потому что в Боровичах её и до конкурса многие хорошо знали. Известность она заслужила тем, что проводит для новоиспеченных супругов свадебную церемонию. В музее эта услуга пользуется огромным спросом. А в провинциальных городах самая лучшая реклама — сарафанное радио и добрая молва.

— В музее можно провести регистрацию брака, после чего для молодожёнов разыгрываются купеческие обряды. Для этого мне пришлось изучить боровичский говор и приметы. И балалайка в церемонии не последнюю роль играет. В какой-то книге нашла заговор на счастливую семью: «скуй нам свадебку, крепко-накрепко...». Но дополнила его своими придуманными элементами — «замочек счастья» скрепляется настоящей сургучной печатью. Молодые всегда старательно это делают, — поделилась Елена Викторовна.

И всё же из всех программ Нечипоренко ближе Сказеюшкины посиделки с балалайкой. И это несмотря на то, что инструментом Елена не владеет. Более того, описывая свои музыкальные способности, говорит, что ей медведь на ухо наступил. А всё равно любит этот треугольник с тремя струнами. Ради него и конкурс флешмобов устроила. Когда программа заканчивается, кому-нибудь из экскурсионной группы инструмент доверяет: вот, пожалуйста, сыграйте, прославьте боровичскую балалайку!

Самовыражаются гости по-разному: кто-то традиционные мелодии подбирает, кто-то — рок-н-ролльные, а кто-то просто от души сбацает, ударяя по струнам. Свои силы и таланты проверили таким образом школьники, новобрачные, курсанты Военно-космической академии имени Можайского и даже гости из Аргентины. Ролики музыкальных экспериментов Нечипоренко в социальной сети сохраняет.

* * *

Сегодня, глядя на здание из красного кирпича с кое-где побитыми стёклами на пересечении улиц Кузнецова и 9-го Января в Боровичах, трудно представить, что за его фасадом в начале ХХ века развивались события, связанные с музыкальной историей города и страны. Объект, увы, далёк от туристической привлекательности. Елена Викторовна, конечно, надеется, что строение приведут в достойный вид. И когда-нибудь без стыда она его покажет гостям и с гордостью сообщит, что брендом города можно считать и балалайку.