Среда, 25 декабря 2024

«К идее бизнеса я подошла в кедах»,

«Знание шведского и английского языков не помогло мне трудоустроиться»

или Как из хобби создать своё дело

Обычно на роль героев рубрики «Моё дело» мы выбирали предпринимателей, чей бизнес уже встал на ноги и готов развиваться. Поэтому нашими визави становились люди опытные, досконально знающие нюансы того, чем занимаются. Их истории интересны последовательностью событий, экспертными оценками и, конечно, результатом. Но, по нашему мнению, не менее интересны и те, кто только готовится от идеи перейти к стартапу в бизнесе. Что и как приводит людей на дорогу предпринимательства? И такого героя мы нашли. Точнее, героиню. У Евгении Назаровой, чью продукцию с удовольствием носят уже многие новгородки, есть мечта, которой она охотно поделилась.

— В Новгород мои родители переехали в 1981 году из Ташкента. Я и старшая сестра родились уже здесь. После школы я очень хотела стать дизайнером. Но, когда пришло время выбора высшего образования, оказалось, что НовГУ просто переполнен дизайнерами и юристами. В выбор факультета вмешалась мама, и я пошла по стопам старшей сестры: у нас у обеих способности к иностранным языкам. Поэтому наш университет окончила с дипломом переводчика со шведского и английского. Выучиться — выучилась, а в трудоустройстве потом это не пригодилось. Сначала работала в машиностроительной корпорации менеджером, потом в логистическую компанию ушла. Пока это стало моей профессией.

— Но Евгению Назарову многие знают как дизайнера и рукодельницу. И не только в Великом Новгороде, но и в Санкт-Петербурге, Москве и даже в Германии.
— Это увлечение у меня с детства. Нигде не училась. Наверное, от прабабушки дар достался, она у меня очень рукодельной была. Из-за создаваемого домашнего беспорядка мои дизайнерские эксперименты были причиной постоянных споров с мамой. Но само занятие меня успокаивало. Работа руками приносит какую-то душевную гармонию. Нравится мне создавать и украшать. Делала я это только для себя. Со временем это стало больше чем просто хобби, это важная часть моей жизни.

— Но со временем со своим хобби вы вышли к людям, предлагая им конкретные дизайнерские продукты.
— Все началось с интерьерной игрушки. В Интернете увидела куклы Тильда (кукла Тильда — плод воображения и мастерства норвежской рукодельницы Тоне Финангер). Потом в книжном магазине случайно на глаза попался и одноименный журнал. Мне интересно было узнать, как у самой создательницы игрушки возникла эта идея и ее увлечение переросло в настоящее дело, стало мировым брендом. Стала шить, но сначала опять же исключительно для себя.

— Развивая хобби, вы сделали его источником своего дополнительного заработка?
— Я стала делать вещи на заказ, когда увидела, что на некоторые нет достойного торгового предложения. Мне ужасно не понравился наш магазинный выбор головных уборов. Шапка — это очень индивидуальный элемент одежды, ее очень трудно подобрать, особенно женщинам. И я сделала несколько моделей шапочек-бини. Это универсальный продукт, который идет почти всем. Стали появляться клиенты. Все делала дома, на швейной машинке. Я экспериментировала с новыми цветами, сочетаниями, материалами. Есть у меня в городе несколько любимых магазинов тканей. К шапкам добавились шарфы-снуды в том же стиле, получались очень интересные комплекты. Девушки с удовольствием стали у меня их заказывать. Когда это приобрело определенный масштаб, на моей продукции появилась и наклейка с брендом — Evgenia Nazarova. Его я придумала два года назад. Как-то надо было обозначить авторство. Девушкам тоже приятно, что это ручная работа, не просто на рынке куплено. Мой продукт стал достаточно известен в Великом Новгороде. Теперь, наверное, полгорода ходит в моих бини и снудах (смеется). У нас сезон для шапок восемь месяцев идет, а с таким летом, как в этом году, и сейчас носить можно. Все это индивидуальные вещи, которые любому образу придают изюминку. Все хотят выделяться. А мое увлечение стало отдельным источником дохода.

— А откуда пришла идея заняться кедами?
— Это увлечение года. Как и остальные, возникло случайно. Шла по магазину, увидела кеды: серенькие, примитивненькие, скучные. А мне нравится этот вид обуви. Взяла как-то и раскрасила. Я вообще люблю все необычное: бантики, блесточки, чтобы камушки были. Девочки должны идти по улице и запоминаться. А на обувь всегда обращают внимание. Вот я взяла краски акриловые по ткани и сделала из ширпотреба что-то индивидуальное. Первые кеды — для себя и своей сестры. Потом подруга увидела, сказала, что ей тоже такие нужны. Почему нет? А дальше по старой схеме — фото в соцсети: «Девочки, хотите?» — «Хотим!». Изначально качество китайских кед не устраивало. Стала искать альтернативу, нашла шведский бренд. Шнурочки опять же показались скучными, заменила их яркой лентой. Так же функционально, практично, но необычно. Их менять можно на любой цвет. Новая идея оказалась востребована. Так что можно сказать, к идее своего бизнеса я подошла в кедах.

Кеды Hand Made от Evgenia Nazarova

— Проблем с идеями нет, а проблем со сбытом не возникало?
— На самом деле у нас не все осмелятся носить такие вещи. В основном любят что-то традиционное. В нашем небольшом регионе есть свои сложности. Во-первых, невысокая платежеспособность, хотя я считаю, что цены у меня демократичные. Во-вторых, кто-то, может быть, не совсем понимает мои изделия. Новгород у нас город своеобразный. Консервативный. Я иногда иду по улице: на мне, условно, золотые кеды, яркая юбка и бантик на голове. Ловлю недоуменные взгляды. В больших мегаполисах со свободой образа проще. Но заказы есть. В основном Санкт-Петербург, Москва, в Германии много клиентов. Для продвижения товара в социальных сетях преград нет.

— У вас уже свой дизайнерский бренд, сотни потенциальных клиентов, а работаете логистом в сторонней компании. Поменять в жизни ничего не хотите?
— И буду менять, и идея есть. Я хочу шить одежду. Создам свое дело. Я уже давно к этому иду. Идея не просто так родилась. К ней подталкивают меня мои клиенты. И опять из-за того, что предлагаемый рынок скучен. А всем хочется индивидуальности. Сейчас распространение получили такие магазины, где предлагают покупателям только индивидуальные вещи. Многие и шьют, и вяжут, и очень красиво. Это продается и становится постоянным источником дохода, на это можно жить. Просто нужно развивать свое дело, вкладывать в него душу, иметь желание созидать. Если его нет, ничего не получится. Естественно, при этом умение и талант никто не отменял.

— Так что это будет?
— Это будет некий шоу-рум — демонстрационный зал, совмещенный с ателье. Я хочу шить платья. Уже столкнулась с проблемой, что в Новгороде нет достойных портних или о них мало кто знает. Но то, что сегодня предлагают наши ателье, мне не нравится. Изделия, может, и хорошего качества, но не мое. Такие шоу-румы достаточно популярны, например, в Москве. Они разрабатывают коллекции, несколько моделей есть в наличии, остальные можно заказывать. Я созрела для этого бизнеса, но необходимо подучиться кройке и шитью. К сожалению, в Новгороде очень сложно найти человека, кто мне в этом поможет. Мне не нужны азы, мне нужны глубокие профессиональные знания. Поэтому собираюсь на учебу в одну санкт-петербургскую школу конструирования, моделирования и портновского мастерства.

— Сложности стартапа не пугают?
— Я по жизни организатор. Конечно, одной мне все не осилить. Но у меня есть идеи. Что-то шить буду сама, но и людей собираюсь нанимать. Готова рискнуть своим начальным капиталом, и инвестор у меня уже есть. Бизнес-план я давно разрабатываю, смотрю поставщиков, осталось его реализовать.

— Что вы хотите получить больше — свободу финансовую или все-таки реализовать мечту?
— Финансы — на втором месте. Мне это приносит колоссальное удовольствие. Это мое, это мне нравится, к этому я шла давно. Пусть кажется высокопарным, но мне хочется украшать этот мир. Меньше серого, больше яркого, красивого. Этого так не хватает. Я своим делом занимаюсь уже лет семь. Есть и клиентская база. Часть ее переходит из продукта в продукт. У меня большая цель, я стану предпринимателем. Так что с основной работы уволюсь.

— Не планируете потом вместе с бизнесом переехать ближе к основной массе клиентов — в крупный мегаполис?
— Люблю Новгород. За его спокойствие, за его зелень. У нас сегодня развитая логистика. Нет необходимости переезда.

Фото из архива Евгении НАЗАРОВОЙ