или Как найти золотую середину между увлечением и бизнесом
В 2016 году, чтобы выступить на фестивале-конкурсе «Золотая пуговица», Татьяна БОГДАНОВА четыре месяца шила платье для своей дочери Маши. Тогда её «Девочка в стиле Бохо» стала победителем фестиваля в номинации «Костюмы народов мира».
— Вот висит наше платье, наше первое место, — Татьяна поправляет вешалку в своей домашней мастерской. Рядом на полках и столе стоят игрушки и куклы, тоже созданные руками новгородского мастера. — Мне давно знакомые говорили: на куклу шьёшь, и на дочку попробуй, она у тебя такая маленькая, что платье не намного больше получится.
— Татьяна, расскажите, как появилось ваше увлечение, а потом и бизнес, основанный на нем?
— Я всегда была творческим человеком, но мои родители упорно это не замечали. После школы пришлось поступать на экономический факультет. Выучилась, но это вообще не моё. Художественного образования у меня нет. Всю жизнь мечтала рисовать, но научилась только срисовывать. Мой муж Сергей, хоть и закончил художественную школу, не понимает, как это у меня получается. У него, кстати, тоже своя уникальная профессиональная история. Художник, отмеченный на многих международных конкурсах, по воле родителей стал экологом, а работает инженером.
— Экономистом вы не стали, но художником, похоже, получилось.
— Все началось в 2013 году, когда была в декрете. Сидя дома, занялась вышивкой. Создавала целые картины, дошла до того, что вышила портрет мужа. В один прекрасный день
Сергей сказал, ты можешь продавать свои работы. Тогда и родилось это понимание, что творчеством можно попытаться зарабатывать. И я решила, что буду делать чердачные игрушки.
— Почему именно их?
— У меня племянница работает в артгалерее. Однажды у нее я увидела необычную игрушку. Она была специально состарена с помощью кофе. Очень понравилась. Пришла домой и прочитала про эту технологию. Вообще, у нее своя чудесная история. Эта игрушка пришла к нам из Америки. Есть старинная легенда: однажды к маме, которая работала в кондитерской, пришла девочка. С куклой. И осталась играть в подсобном помещении. А когда они ушли домой, то игрушка осталась там забытой. Нашли ее через много лет. А так как все эти годы она пролежала в кондитерской, то впитала в себя запахи кофе и корицы. И потемнела, приобретя отличительный коричневый цвет. Маленьких детей привлекает запах этих игрушек, и они пытаются пробовать их на вкус. Поэтому в основном их используют в интерьере.
— Но надо было еще научиться ее делать?
— Когда я сама начинала этим заниматься, я не проходила никаких мастер-классов. Сама шила, сама разрабатывала тонировку. Перепортила кучу материала. У меня ничего не получалось, к тому же в денежных тратах приходилось ограничиваться, а проб и ошибок было много. Я ожидала, что муж моих экспериментов не выдержит: приходит с работы — обеда нет, я творю, ребёнок капризничает. Но он меня поддержал. Однажды принёс целый пакет качественных красок, дорогих кистей и сказал: теперь тебе точно придётся это отработать. И у меня всё сразу получилось. Теперь и на мастер-классах своим ученицам я говорю, что научиться шить из плохих материалов нельзя. Не получится. Надо изначально использовать качественные.
— Неужели это так сложно, делать игрушки?
— Это тонированные игрушки. Они сначала шьются, затем плотно набиваются, а уже потом тонируются. Секрет в тонировке, она должна быть ровной. Игрушка пропитывается кофе, а поверх тонируется корицей. Такому секрету мастерства в Новгороде никто не мог научить.
— И вы стали их продавать?
— Да, сначала знакомые брали. Потом вместе с мужем мы ходили по магазинам и предлагали на продажу. В одном игрушки понравились хозяйке, и она согласилась взять их для интерьера. Уже скоро я взяла у неё в аренду целый стеллаж и занялась реализацией. Я проработала полгода, и ни один месяц у меня не вышел без прибыли. Но появилась другая проблема. Необходимо было увеличивать объемы, а у меня трое детей, времени на все не хватает. И я поняла, что могу прогореть, и поменяла направление. Стала делать авторские дорогие куклы.
— История чердачной игрушки от Татьяны Богдановой закончилась?
— Нет. Сегодня, по сути, у меня три направления работы: чердачные игрушки, авторские куклы и мастер-классы. Мы семьей живет за городом, а новгородскую квартиру я приспособила под обучающую мастерскую. Желающих научиться делать игрушки много. Вообще, мастер-классы сегодня в моде. Люди полюбили делать что-то сами. Это интереснее, чем просто купить. Приходят в основном взрослые, от 30 лет. Их я учу делать сложные игрушки. Для детей тоже провожу групповые мастер-классы, тогда берёмся за что-то попроще. К тому же для иногородних на заказ я делаю специальные наборы: прошитая игрушка, мини-баночки с краской и раствором плюс — пошаговая инструкция. Получается готовый набор для тех, кто хочет делать сам. Можно заказать только инструкцию, без материалов. Но в ней будут подробно указаны все необходимые материалы и описан весь процесс изготовления. Пока эти услуги связаны с чердачной игрушкой, но хочу еще и по текстильной кукле такое сделать.
— А как появился такой разнообразный спектр услуг?
— Все идет от потребителя. Мне стали писать и обращаться с вопросами: а можно ли так, а нет ли того, а не проводите ли мастер-классы, спрашивали выкройки. Вот я и занялась всем этим. Просто ориентировалась на спрос людей.
— Вот так легко делитесь со всеми секретами технологии, которые вам нелегко достались?
— Да. И делаю это с удовольствием, и люди очень довольны. Хотя долго не решалась проводить мастер-классы. Первый опыт был очень неудачным. Два года назад меня пригласили в мастерскую, где можно проводить такие занятия. Но после первого у меня надолго пропало желание этим заниматься. Я должна была отдать часть денег за аренду помещения, швейные машинки криво строчили, ужасного качества кисточки, строго ограниченное время. А это же творческий процесс, его сложно регламентировать. В общем, горящих глаз у людей я не увидела и в эту мастерскую больше не пошла. И на два года я забыла о мастер-классах. Продолжила продавать наборы и игрушки. Но потом свою мастерскую сделала в городской квартире, купила хорошие ткани, качественные краски и попробовала еще раз. И это уже было совсем другое дело. Люди уходили окрыленные, сами от себя не ожидая таких хороших результатов. Теперь если человек приходит на мой мастер-класс, то уходит только с красивой игрушкой.
— А откуда возникло желание создать свой собственный бренд — Зamisel?
— Когда создавали свой интернет-сайт, его придумал муж. Он необходим для узнаваемости.
— Расскажите о вашей авторской кукле. Ведь этому тоже никто не учил?
— Мне очень интересна технология, в которой я делаю своих кукол. У них объемные лица. Очень сложная техника. Говорят, что все куклы похожи на своего мастера. Мои — с большими глазами. А вообще, они разные. Одна тонирована и раскрашена, а другая одета в кукольный трикотаж. У таких кукол стоимость и ценность говорят о том, что они должны быть только в единственном экземпляре. Они не повторяются. Моя самая большая мечта — сделать мастер-класс по игрушкам с объёмными лицами. Это редкость даже в целом по России. А многие интересуются.
— Сезонность влияет на ваш бизнес?
— Очень по-разному. Конечно, к праздникам заказов больше. Мои игрушки приобретают салоны, рестораны. Даже сейчас в мастерской остались только образцы для мастер-классов. Но даже в тихие летние времена затишья бывают заказы от магазинов ручной работы: выкупают или просят изготовить определенную партию игрушек, пополняют свой ассортимент.
— Для вас это больше увлечение или бизнес?
— И то, и другое. Если есть большой заказ, то сидишь и монотонно его выполняешь, думая, когда же это закончится. Так раньше работала. Сейчас, наоборот, ухожу в реализацию готового товара. Выполнить конкретный заказ сложнее, надо подбирать материалы. А так я просто иду и покупаю ткани, глядя на них, в голове рождаются новые идеи.
— Ваше увлечение, бизнес позволяют чувствовать себя материально независимым?
— Да, вполне.
Фото из архива Татьяны БОГДАНОВОЙ