Вторник, 05 ноября 2024

Организатор приключений

Для Евгения Певзнера фильмы, спектакли, творческие встречи, концерты — скорее увлечение, чем бизнес

Как новгородскому предпринимателю надоело работать на дядю и что из этого вышло

Евгений ПЕВЗНЕР не обычный бизнесмен. Он не покупает и не перепродаёт, ничего не производит — в смысле материальных ценностей. Он остаётся единственным предпринимателем в Великом Новгороде, а может, и в регионе, который понял, что люди хотят ходить не только на концерты поп- или рок-звёзд. Есть и такие, кому хочется съездить на футбол в столицу, увидеть кино, которое обычно показывают только на фестивалях, послушать не Филиппа Киркорова, а, к примеру, кинокритика Антона Долина или писателя Дмитрия Быкова. В общем, Евгений создал своё Бюро приключений и обеспечил дополнительный глоток кислорода тем, кого не устраивало содержание городской культурной афиши и хотелось чего-то большего. Среди его партнёров — областная библиотека, театр «Малый», центр «Диалог», кинотеатр «Новгород».

— Как родилась идея заниматься именно таким бизнесом?
— Спонтанно. Я трудился, как и многие, наёмным работником. Занимался в основном продажами. По образованию экономист. Защитил кандидатскую. Но в какой-то момент мне всё это надоело, понял, что больше не могу.

— Работать на дядю?
— Да, но что я умел? Только продавать. А чтобы что-то продавать, надо это «что-то» иметь. Что я знаю и люблю? Футбол, музыку и кино. Немало поездил по миру. И я решил открыть турфирму и заняться организацией поездок на концерты и футбольные матчи. Турбизнес — вообще простейший бизнес. Вложений почти никаких — только на аренду офиса, кое-какую мебель, технику... И важно самому съездить хотя бы раз на популярные курорты.

— То есть продажа турпутёвок тоже входила в твои планы?
— Да, для этого я нанял отдельного сотрудника. Концертами и футболом занимался сам.

— Не было опасений, что замысел не сработает?
— Когда человека уже тошнит от того, чем он занимался годами, и он понимает, что хуже, чем было, уже не будет, ему всё равно. Ну не получится, и что? Когда начинаешь своё дело, всё зависит только от тебя.

— Но это была авантюра?
— Не сказал бы. Если бы я продал квартиру, машину и все деньги вложил в бизнес, тогда — да.

— Значит, были накопления?
— Друг одолжил небольшую сумму. Если бы не выстрелило, я бы ему отдал деньги. Так и случилось. Не потому, что не выстрелило. Прибыли такой, которая могла бы заинтересовать товарища, не было, и я потихоньку выплатил долг.

— Поездки на футбол и концерты были ограничены Россией?
— Да. Люди, у которых достаточно средств, чтобы, скажем, купить билеты на матч мадридского «Реала», обойдутся и без моей помощи, чтобы добраться до Испании. Так что если футбол, то организую поездки в Москву и Питер. Тем более что наши болельщики по-прежнему недоверчиво относятся к электронным билетам, опасаются мошенников. Кроме того, поначалу мне очень помогло членство во Всероссийском объединении болельщиков, которое предоставляло билеты по минимальной стоимости.

Что касается концертов, то из опыта заграничных поездок — только Хельсинки. Если хочешь отвезти туристов на концерт за границу, нужны не только билеты на выступление музыкантов, но и отель, самолет... А если не продашь, деньги потеряешь.

— С какими сложностями столкнулся?
— В общем-то, никакими. Всё зависит от человека. Главное, мне интересно. Не могу сказать, что обогатился. Хотя, возможно, если бы ускорился, доход был больше. Но меня всё устраивает.

— Но ты пошёл дальше и занялся организацией показов фильмов, в том числе мультипликации, в Великом Новгороде. И в основном это картины, которые не попадают на широкий экран. Авторский, фестивальный продукт. Потом начал привозить спектакли, а затем проводить творческие встречи: Звягинцев, Санаев, Быков, Долин...
— Я не планировал возить фильмы. Всё пришло само собой. Приятель пожаловался, что ни один из городских кинотеатров не показывает фанатский фильм «Около футбола». Давай, мол, покажем. Мне удалось приобрести копию картины. Не без поддержки Всероссийского объединения болельщиков.

— Подозреваю, это недешёвое удовольствие — купить копию фильма.
— Смотря какой фильм. Копия — это всего лишь флешка. Потом мне захотелось показать в Новгороде фильм «Металлика: сквозь невозможное» в 3D. И понеслось... Но, кстати, я не всегда привожу авторское кино.

— Скажем, «Свет в океане» с Майклом Фассбендером оказался очень затянутой, слезливой мелодрамой для широкой женской аудитории. Я тоже рыдала, но удивлялась, что ты решил его показать.
— Да я бы и «Звездные войны» показал, если бы они не шли в наших кинотеатрах. Просто денег заработал бы. Почему нет?..

— Но при этом «Аритмию» Бориса Хлебникова тоже показал ты, а это не самое простое кино.
— Я знаком с руководительницей петербургской кинопрокатной компании, которая на стадии сценария получила права на показ этой картины. Мы давно сотрудничаем. Она позвонила и предложила показать «Аритмию», которая в то время уже шла в одном из новгородских кинотеатров. Я сначала удивился: зачем? А она мне сказала, что моя публика ко мне придёт. Так и случилось.

— Как выбираешь фильмы, спектакли для показа?
— Я подписан на все значимые киношные, концертные паблики в социальных сетях, которые позволяют сделать выбор. Но есть правило: я не смотрю выбранные фильмы до показа в Новгороде. Даже рецензии с пересказом сюжета не читаю. Когда смотришь картину один дома, разумеется, воспринимаешь её субъективно. Если понравится, начнёшь расхваливать друзьям, приглашать на просмотр, а там может всё получиться в точности до наоборот. Или противоположная ситуация — фильм не понравился. Как его предложить людям, если знаешь, что лучше не смотреть. Так что я, как и зрители, могу уйти после просмотра полностью разочарованным или получить большое удовольствие.

— Не было опасений, что не найдешь достаточное число ценителей кино, театра, музыки, которые позволили бы не оказаться на мели?
— Я работаю в основном с небольшими, независимыми компаниями. В них понимают, что полный зал на, скажем, европейское короткометражное кино вряд ли соберёшь. Но с большей частью таких компаний у меня договор «50 на 50». Пришли на фильм пять человек, получил я 1000 рублей с продажи билетов, мои партнёры получат свои 500 и не будут в претензии.

— Так, значит, у «твоих» фильмов, спектаклей появилась своя публика?
— Да. Часто вижу в зале знакомые лица. Не сказал бы, что на показы ходит много людей, но я за количеством и не гонюсь. Хочется, чтобы на просмотре была атмосфера своей компании, когда собираются друзья.

— И всё-таки: ты понимаешь, что занимаешься особенным делом? Это не просто бизнес, но и просветительская деятельность.
— Нет-нет! У меня такой задачи нет — просвещать, окультуривать.

— А какая задача?
— Нет никакой. Просто мне интересно.

— Легко ты ко всему относишься.
— А что? Я ведь мемуары писать не собираюсь. Привезли хороший фильм — прекрасно. Для меня фильмы, спектакли, творческие встречи, концерты — увлечение.

— Идея организовать творческие встречи — тоже спонтанная?
— Нет, это я бы не назвал случайностью. Мои друзья, с которыми мы ездили на концерты, рассказали, что они начали ходить на творческие встречи, и это гораздо драйвовее. Совсем другая атмосфера! Так случилось, что у моих хороших знакомых оказались контакты ассистента режиссёра Андрея Звягинцева, которыми они со мной и поделились.

— То есть не составляет никакого труда пригласить звезду мирового кинематографа в небольшой город? На том конце провода нормально отреагировали?
— А чем мы хуже? Антон Долин вообще оказался фанатом Великого Новгорода. На моё приглашение он ответил через минуту.

— Кого ещё хочешь пригласить?
— Минус организации таких встреч в том, что их трудно спланировать. Творческие люди — народ занятой, у них масса своих дел. Это ведь не поп-звёзды типа Филиппа Киркорова или Валерия Леонтьева, у которых есть гастрольный график. Очень бы хотелось пригласить Александра Невзорова, Ивана Вырыпаева (журналист, публицист. — Авт.). Возможно, Хлебникова. Поживём — увидим.

— То есть в твоём списке кандидатов в основном люди из твоей «вселенной», умеющие предложить свой, альтернативный взгляд на объективную реальность? Не хочешь привезти, скажем, Бондарчука, Данилу Козловского?
— Не нравятся они мне...

— Никиту Михалкова?
— Может быть, но у него наверняка гонорар высокий.

— Открытие восьмизального кинотеатра «Мираж Синема» подпортило тебе жизнь?
— Сначала расстроился. Это немного ограничило выбор фильмов. Но есть и плюсы.

— Бодрит?
— Да! Появление восьмизальника в городе заставляет шевелиться, думать, работать, глубже копать.

— А есть куда копать?
— Конечно.


Фото из архива Евгения Певзнера


«Я думал организовать творческую встречу с Леонидом Парфёновым, но ему надо заплатить 25 тысяч евро. Аналогично с Владимиром Познером».