Четверг, 19 декабря 2024

Прекрасное цифровое далёко

Фото: из архива Ольги Васильевой

Почему и благодаря кому оно уже наступает.

Словосочетание «цифровая экономика» — в России на слуху, в прошлом году Правительство даже утвердило одноимённую программу, однако что это такое в реальности, представляют себе не все. Хотя на самом деле все логично: цифровая экономика — это экономика, основанная на развитии цифровых технологий. Наша сегодняшняя героиня Ольга ВАСИЛЬЕВА, эксперт по бизнес-аналитике, в своё время удачно оседлала волну цифровизации.

Увидев, как возрастает спрос на автоматизацию предприятий, она создала Внедренческий центр «Формула» — «Formulasoft» и предлагает своим клиентам систему управления бизнесом на основе собственного программного обеспечения.

Женщина, которая развивает цифровую экономику здесь и сейчас, рассказала читателям «НВ» о возможностях глобального мира, идеях на миллион, о швейной промышленности и даже о школьном питании. Потому что цифровая экономика — везде и обо всём.

— Ольга, вы — гендиректор известной компании и, если судить по вашим страницам в соцсетях, очень много времени уделяете участию в различных форумах и семинарах. Это так много вам даёт?
— Верно, я и сейчас только что вернулась с острова Русский, на котором Университет Национальной технологической инициативы «20.35» провел свой первый интенсив для технологических лидеров. На самом деле я не так давно стала принимать участие в подобных программах. Буквально сегодня Фейсбук напомнил, что ровно год назад наша «Формула» стала победителем в одной из номинаций национальной премии «Бизнес-Успех». Тогда я, наверное, и осознала, как полезно бывать на мероприятиях с такой концентрацией творческих, развивающихся, с высоким уровнем IQ людей.

— На сайте внедренческого центра «Формула» написано, что, создавая этот бизнес, вы уже имели опыт предпринимательской деятельности. Расскажите, с каких исходных позиций вы стартовали.
— Я закончила НовГУ, сначала работала в различных компаниях в одиночку, но потом, когда моими клиентами стали крупные производственные компании, я поняла, что не справляюсь и мне пора собирать команду. Так и появилась «Формула». На данный момент основной костяк фирмы — это 16 человек, работающие в Боровичах. Кроме того, у нас есть специалисты в Санкт-Петербурге и Москве, а для крупных проектов мы привлекаем специалистов из других городов: Тюмени, Балашихи, Саранска. Таким образом происходит объединение IT-команд. Думаю, что без своего коллектива я точно не вышла бы ни на одно крупное предприятие из другого региона.

— То есть ваши специалисты уже давно работают в условиях глобального мира, когда не важно, живешь ли ты в столице или в моногороде, ты будешь востребован благодаря своим компетенциям?
— Да, глобализация даёт такие плюсы. Меня радует, что иностранные компании, выбирая себе партнера в России, не смотрят на то, в каком городе тот находится. Им действительно совершенно не важно, из Москвы ты или Боровичей, главное — договориться о целях и результате, который должен быть достигнут. В то время как многие отечественные крупные компании ищут себе в партнёры IT-бренды из первой пятерки, к которой мы не относимся. Всё из-за того, что в России есть предубеждение, что если ты не из Москвы, то ты ничего не умеешь. С другой стороны, возможно, именно это стимулировало нас искать выход на рынок иностранных и совместных предприятий. Например, сейчас по швейному бизнесу мы ведём переговоры с турецкой компанией, которая хочет выйти на рынок России.

— И работа с иностранными компаниями даётся вам легко?
— Трудности бывают, как и в любом бизнесе. Например, наши программисты и бизнес-аналитики не ожидали, что им может потребоваться хорошее знание английского языка, и нам пришлось в команде усиливать такие компетенции. Сейчас со всей документацией они полностью работают на английском, переводчика мы приглашаем только на переговоры.

— На сегодняшний день какой проект является для вашей компании основным?
— Это сотрудничество с финской фирмой, которая открывает автомобильное производство в Ленинградской области. Это очень интересная и очень сложная работа, ведь надо с нуля выстроить структуру складов, всех подразделений и всех финансово-хозяйственных потоков. Эта компания занимается строительством мусоровозов и бункеров, ей уже более 50 лет, но рынка России они не знают, потому что тут никогда не работали. Мне приятно, что когда они выбирали подрядчика для внедрения проекта ERP (управление предприятием), они остановились на нас, хотя нашими конкурентами были очень крупные, известные компании.

— Вы принимали участие в кастинге программы НТВ «Идея на миллион» с проектом «Цифровое ателье», расскажите о нём.
— В основу этого проекта легла наша разработка «Управление швейным бизнесом». Это учетная система, которая включает автоматизацию всех бизнес-процессов швейной компании, от небольшого ателье до серийного производства. Мы создали эту программу для мелких производств, но затем поработали с брендовой мужской одеждой «MEUCCI», с фирмой «ТВОЕ», и оказалось, эту систему можно масштабировать и на крупные предприятия, которых у нас в России, к сожалению, не так много. А потом в связи с развитием цифровых технологий и появлением умной одежды произошла интеграция нашего опыта с электронной промышленностью. Цифровое ателье прекрасно ложится в концепцию рынка «FashionNet», который объединит производителей одежды, аксессуаров, ювелирных изделий, дизайнеров и креативных представителей индустрии. «FashionNet» реализуется в рамках Национальной технической инициативы, обозначенной в 2014 году Президентом России в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики. Нас уже включили в рабочую группу, и в августе мы примем участие в работе над дорожной картой «FashionNet».

— Что ваш проект даёт предприятиям швейной промышленности?
— Эффективность. Эффективность ведения деятельности по новым разработкам и вывод их на рынок. Допустим, сейчас разработкой киберкостюмов занимаются специалисты по нейробиологии. В разработку и тестирование своих идей они уже вложили огромное количество усилий, многие — на безвозмездной основе. И вот им надо выходить на рынок и налаживать производство. Без системы управления это просто невозможно, а мы как раз и предлагаем им эту систему.

— Насколько мне известно, ваша компания успела поработать и в пищевой промышленности.
— Да, на основе системы управления комбинатом питания мы даже разработали проект «Школьная няня». На сегодняшний день его, к сожалению, удалось реализовать только в Тюмени, потому что там правительство озадачилось тем, чтобы выйти на первые места в рейтингах по цифровым технологиям. «Школьная няня» дает возможность сформировать, заказать и оплатить школьный обед со смартфона. После его внедрения родители стали больше внимания уделять качеству питания своих детей, сами школьники заинтересовались возможностью выбирать себе обед по типу бизнес-ланча, а комбинаты питания благодаря внутреннему учёту смогли спрогнозировать запасы на своих складах.

— Возможно ли внедрение такого проекта в Новгородской области?
— Мы не смогли найти финансирование под этот проект, все-таки у Новгородской и Тюменской областей разные бюджеты. Сейчас мы ведем переговоры с Ямало-Ненецким автономным округом. Возможно, когда-нибудь очередь дойдет и до Новгородской области, потому что чем больше регионов примет участие в таком проекте, тем ниже будет его стоимость.

— Цифровая экономика развивается стремительными темпами во всём мире. Что в этом отношении вы можете сказать о России?
— Мы живём не в вакууме и не можем отгородиться от глобального мира. На сегодняшний момент получается так, что глобальный мир ускоряет и Россию. Владимир Путин не зря поставил цифровые технологии в приоритете развития, потому что цифровые технологии — это новая нефть. Ресурсы, за счёт которых мы сейчас живем, не всегда будут давать нам преимущество, и России волей-неволей придется заниматься новыми направлениями. Посмотрите, что делают китайцы. Они поставили себе целью стать технологическим лидером. Китай вкладывает огромные инвестиции в данное направление, скупает мозги, стартапы, готовые решения и новые технологии. Это не дает покоя США и другим развитым странам. И мы в свою очередь тоже не должны отдавать технологическое первенство другим государствам.

Я не знаю сферы, которая сейчас бы не претерпевала изменений. Всех нас ждёт новое цифровое будущее, хотим мы этого или нет. Хотя я не уверена, что в нашей стране все к этому готовы, потому что отечественный искусственный интеллект пока оставляет желать лучшего. Тот же портал госуслуг не совсем гладко работает, как и любая внедряемая новая система. Тем не менее мир меняется стремительно, и мы должны за ним успевать. Хотя я сама порой удивляюсь, какие новые направления появляются в моей работе и как значительно приходится расширять сферу деятельности и команду.