Четверг, 19 декабря 2024

Движение по кругу

Гончарные круги Андрея Кудрявцева крутятся по всей России

Фото: Николая БАРАНОВСКОГО

Как не спечься и раскрутить гончарный бизнес

Андрей КУДРЯВЦЕВ — предприниматель необычный. Он производит гончарные круги. И не только их, но и весь набор товаров для гончарного производства — может полностью укомплектовать мастерскую для ремесленника. Чтобы понять, что нужно настоящему мастеру и новичку без опыта, ему пришлось стать гончаром. И сейчас он трудится над новой своей разработкой — печью для обжига, которой можно будет управлять со смартфона.

— Андрей Витальевич, вы прямо вот так, с детства, хотели выпускать гончарные круги?

— Нет, конечно. Я мечтал стать телемастером. Лет в девять разобрал первый телевизор. Это сейчас главная игрушка для пацана — смартфон. А в 70-е — телевизор. Это была вещь! И мне было очень интересно, как все работает. В десять лет я уже про транзисторы читал. И изучал их. Я и сейчас, случается, ремонтирую и телевизоры, и стиральные машины. Но это так — для души.

— В школе, конечно, физика была любимым предметом?

— Угадали. Учился в заочной физико-математической школе. Это еще в Ижевске было, где я и родился. Потом поступил в Новгородский филиал ЛЭТИ, получил диплом радиоинженера.

— Как в вашей жизни появились гончарные круги?

— Когда я взялся за их производство, а было это в 2001 году, в России вообще подобные круги не выпускали. Были механические деревянные ножные и промышленные «монстры» с электрическим двигателем, а для частных лиц ничего компактного не было.

— Для производителей сувениров?

— Да для всех! Когда-то это было элитным занятием. В свое время даже Владимир Владимирович за гончарным кругом посидел. Потом Лужков активно занимался гончаркой. Он даже установил правило: все новые школы в Москве должны были оснащаться гончарными кругами.

— А в Новгородской области?

— В областном наркологическом диспансере «Катарсис» стоит один мой круг. И в реабилитационном центре для детей-инвалидов «Виктория». Наш регион сейчас точно не является центром гончарного производства. А в России это направление стало очень популярным. Гончарные круги приобретают детские сады, средние и художественные школы, ремесленники и даже промышленные предприятия. Уже в 2001 году покупкой кругов интересовались обычные люди, которые хотели научиться работать с глиной. И я на свой страх и риск сделал 10 кругов.

— То есть это была авантюра?

— Нет, я протестировал рынок, было много объявлений о покупке гончарных кругов.

— Но таким способом можно найти идеи и для другого производства. Почему именно гончарный круг?

— Один из моих знакомых в Великом Новгороде занимался их производством. И поначалу мы вместе работали. Я у него заказал комплектующие для кругов. Первые десять штук были примитивные, но надежные. За год продал их. И потом, когда уже создал свой сайт, поступил большой заказ из Москвы — на 40 кругов. Но возникла проблема. Тот самый знакомый, у которого я купил комплектующие, использовал для кругов моторы от стиральных машин, а они уже давно были сняты с производства, купить их было негде. Каким-то чудом я всё-таки нашел в Питере предпринимателя, торговавшего запчастями для стиральных машин, и у него было как раз 40 таких моторов. Повезло! Но возникла мысль, что дальше так нельзя. Стал искать свои варианты, и так у меня появились модификации первого, затем второго круга… Закрутилось.

— За подсказками обращались к гончарам?

— Нет. Дай гончару круг и спроси, что в нём надо изменить, он и не скажет. Нужно самому стать гончаром, чтобы это понять. И я научился работать на гончарном круге самостоятельно.

— Что открыли для себя?

— Что конструкция сырая, и надо вносить изменения. К примеру, у гончарного круга должно быть ограждение, потому что глиняная жижа разлетается во все стороны. Второй момент — требовался другой двигатель, управляющийся с помощью электроники. Механическое управление — надежная, но дубовая система. Для новичков — очень сложная, потому что малые обороты планшайбы получить непросто. В гончарном деле как? Чтобы начальную «морковку» из глины создать, требуются большие обороты, а когда гончар формирует тонкие стенки, круг должен тихо и ровно вращаться. Но мощно! Механика в этом случае просто остановится. Или китайские круги с коллекторными слабенькими моторчиками. Тоже этим грешат. В них — всего-то 90 ватт.

— А в вашем?

— 350 ватт и векторный момент. Я для тестирования даже вставал на него, и мой круг на малой скорости вращался. Хороший показатель надежности! До сих пор не видел, чтобы кто-то из конкурентов такое повторил. Тогда их круги просто развалятся. В музее-усадьбе Льва Толстого «Ясная Поляна» уже 11 лет мой круг работает. Я говорю: «Купите современный, новой модификации». А они: «Денег нет».

И уровень шума у моих кругов минимальный. Гончары работают в основном вечером на кухне — не нужно никому в семье мешать. Ещё один важный для меня показатель — простота в использовании. Надо, чтобы любая домохозяйка без квалификации смогла разобраться в управлении. В основном мои покупатели — женщины.

— На ком проверяете?

— Так на супруге... И инструкции по эксплуатации — тоже. Если что-то не понимает, вношу изменения.

— И где сейчас крутятся ваши гончарные круги?

— По всей России, в Белоруссии, Узбекистане. Один круг даже на Кипр занесло! В лучшие времена я выпускал до 120 кругов в год. В последние два года объем сбыта резко сократился. Дело не только в кризисе и низкой покупательской способности. Конкуренты появились. В Воронеже нашлись «активные ребятишки». Содрали мою конструкцию. И в Ярославле, и в Москве... Сам виноват — надо было грамотно оформить патент. Тогда бы смог защитить свои авторские права.

— А иностранные производители?

— Только Китай. Есть ещё японская фирма — «Шимпо». Но учитывая, что её круги собирают на Тайване, не знаю, можно ли её считать японской. На эти круги не встанешь. Да и моторы слабые. А мой знакомый мастер Джемал из Ярославля на мой круг бросает шмат глины на 10 килограммов — шмяк! И поднимает с цельного куска вазу в 90 сантиметров высотой. Жесткость конструкции важна! Особенно для профессионалов, которые часто делают большие, составные изделия высотой под два метра и весом 25–50 килограммов. Машинка должна быть на вырост. Чего в коротких штанишках ходить…

— Как конкурировать на рынке производства гончарных кругов?

— Я 17 лет продержался на одном товаре — на гончарном круге. Но со временем понял: нужно расширять номенклатуру. Это было года два назад. Как раз когда появились конкуренты и по стране прокатился очередной кризис. Сейчас я готов собрать для своих заказчиков и раскаточный стол, и формовочный станок, чтобы можно было делать не только вазы, но и тиражировать тарелки, и покрасочную камеру для нанесения глазурей, шаровую мельницу...

Кроме того, я открыл студию гончарного ремесла в Краснодарском крае. В свое время мать туда перевез, да и сам остался. Провожу там по восемь месяцев в году. И четыре месяца — в Великом Новгороде.

— Не хотите перебраться в теплые края?

— Нет, там логистика слишком дорогая. И плечо доставки большое — курортный регион. А Новгород — рядом с Москвой и Петербургом. Все поставщики комплектующих рядом.

— Насколько российский ваш круг?

— Кнопки на педали — китайские. Движок и частотный преобразователь — тоже наполовину. Приводной ремень — малайзийский, подшипники — японские. Пластик для кожуха и педали — немецкие. Фанера для каркаса — наша, чудовская. И провода — российские. Если бы он был полностью российским, то цена на него была бы гораздо выше. В России слишком дорого приобретать комплектующие материалы. Я сейчас делаю контроллер для печи обжига керамики, и он раза в два дороже обходится, чем если заказать его в Китае.

— Ещё одна новая разработка?

— Нет, контроллеру уже лет десять. А работаю над созданием второго прототипа печи для обжига фарфора. Планирую к концу ноября закончить. Пока погоняю печку на малых температурах — до 1100 градусов, а потом на высоких — до 1350. Начинал пять лет назад — необходимо было набраться опыта работы с огнеупорными материалами, отработать технологию производства, изготовить инструмент и оснастку.

— Вижу, совсем не торопились.

— А куда спешить? Я хочу создать действительно надёжную железяку. Не могу посвятить во все детали конструкции печки — сначала оформлю патент. Мой поверенный уже второй месяц работает над этим. Чтобы не получилось, как с гончарным кругом. Скажу только, что конструкция печи будет уникальная, ею можно будет управлять и со стационарного компьютера, и удаленно со смартфона. Это очень важно, учитывая, что в среднем на обжиг керамики уходит до 16 часов, а гончар просто физически не может постоянно находиться рядом. А если печь не в доме, а в отдельном помещении, то и следить за её работой с помощью компьютера будет гораздо удобнее.

Помимо этого в печи будет обеспечена равномерная температура, что очень важно для получения качественной керамики, чтобы она не потрескалась, не лопнула. Благодаря использованию компьютера можно будет применять бесконечно много различных программ обжига, регулировать и наблюдать температуру в печи в реальном времени. Размер печи можно будет менять, используя дополнительные модули.

— Будете проверять на жене?

— А как же! Повторю: для меня главное, чтобы любая домохозяйка, нажав на кнопку, могла получить качественное изделие. И не через раз, а всегда.

— А если не получится?

— Для меня это не неудача. Значит, продолжу эксперименты. Сделаю третий, четвертый прототипы!