Понедельник, 23 декабря 2024

Здесь был Рюрик. И не только…

Сейчас бутик предлагает семь экскурсий. Новые — в разработке...

Фото: rurikwashere.com

Городской бутик экскурсий обещает новгородцам и туристам показать регион с новой стороны

Основатель проекта Евгений ЛУКИН и его управляющий Павел КИРСАНОВ рассказали «НВ», почему интересы гостя надо блюсти превыше всего, чем хорош индивидуальный подход к туристу и как правильно любить свой город.

— Кто и почему решил, что Великому Новгороду не хватает экскурсионного обслуживания?

Евгений Лукин (Е.Л.): Это моя идея, и она родилась не сразу. В первую очередь — в зарубежных поездках, когда ты ходишь, смотришь, слушаешь экскурсовода, видишь, как красиво поданы материалы, как всё это интересно, насколько вообще полезен твой провожатый. Захотелось сделать что-то подобное на родине. Тем более что Великий Новгород мне нравится, я хочу здесь жить и работать. Не только зарабатывать деньги, но и делать что-то хорошее. Да, у меня есть претензии к городу. Как у пешехода, водителя, мужа, отца. И я не могу просто их накапливать. Наш проект — ещё не социальная миссия, но попытка улучшить пространство вокруг себя и своих близких. Есть и ещё одна причина. Я хочу, чтобы гостям нашего города было здесь максимально комфортно. Это должно быть современно и интересно.

— И всё же чем вы отличаетесь от любой другой турфирмы?

Павел Кирсанов (П.К.): Тем, что любой самый пытливый и оригинальный вопрос, пришедший в вашу голову, будет разрешён у нас. Я не думаю, что маршруты некоторых из наших экскурсий кто-то предлагал ранее. Уже сейчас, на старте, у нас в арсенале есть эксклюзивные вещи. Например, маршрут по кладбищам «Вечная прописка»…

— Это не про страшилки для подростков?

П.К.: Это не атмосфера из фильмов ужаса, это не скучная история, а то, что захватывает. Сейчас мы исполняем многие ритуалы определённым образом, не отдавая себе отчёта, почему всё происходит именно так, где истоки.

Е.Л.: Мы и для себя открыли, что в нашем небольшом городе есть разные подходы к захоронению. А как сильно обряд менялся со временем? В Великом Новгороде эволюцию можно наблюдать на отрезке в тысячу лет.

— Вы хотите создать альтернативу классическим туристическим тропам?

Е.Л.: Признаюсь, что сначала я смотрел на этот проект как обыватель, не зная туристической специфики — ни российской, ни новгородской. Когда более-менее изучил вопрос, то понял, что в туризме у нас всё происходит так же, как и в любой другой сфере: до нас не дошли серьёзные, современные технологии. В нашем случае — менталитет обожания гостя.

— У нас тут заповедный уголок. Мало что доходит в срок.

Е.Л.: Это нормально. Так почти везде в провинции. Но мы попробуем организовать индивидуальный подход: справимся с любыми проблемами туриста только потому, что он — наш гость.

П.К.: В каждом городе есть свой центральный, главный музей, но он, как правило, слишком велик, чтобы разбираться с деталями, а потому предлагает свои унифицированные услуги.

Е.Л.: У музеев главная функция — сохранять и ухаживать за экспонатами, а не заниматься коммерческой деятельностью и решать вопросы турпотока. Да, они решают, но это не основное. Туристами должны заниматься маленькие фирмы, бюро, офисы, каждый из которых хорошо делает свое дело и тем самым работает на общий имидж.

— Мне кажется, гостиниц и хостелов в нашем городе в последнее время появилось достаточно. А что с теми самыми туристическими офисами?

Е.Л.: У нас в городе немало частных экскурсоводов. Понятное дело, что мы — не первооткрыватели. Здесь работает много профессионалов. Но индивидуальные экскурсии, большинство из которых авторские, — это уникальное предложение.

— То есть маршруты ваших экскурсий оформлены не с помощью Гугла?

П.К.: Нет, это точно невозможно нагуглить. Только профессионалы — историки, этнографы, слушать которых безумно интересно. Причём мы ждём в проект новых людей, которые владеют интересными темами, но не знают, где и как приложить свои знания. В этом смысле Новгород — уникальный город. Профессионалов своего дела здесь много.

— Краеугольный камень многих совещаний по туризму: как сделать из города-однодневки город, в котором турист захочет остаться дольше?

П.К.: Ещё не занимаясь этим вопросом, я уверял иногородних друзей, что им на Великий Новгород понадобится минимум два дня. Ну а теперь, зная всё то, что мы исследовали, я понимаю, что здесь можно провести и неделю. Но нужны крепкие ноги и цепкое внимание. Любопытному человеку не проблема кормить Инстаграм в нашем городе досыта не один день.

Е.Л.: Павел — оптимист. Я в своих оценках говорю, что турист, который едет в Новгород, не должен хотя бы воспринимать нас как придорожный город, где стоит крепость с башенками. Мы попытаемся сделать акцент на том, что в городе есть потрясающие, эрудированные рассказчики. Одно дело — увидеть «Тысячелетие России» и совсем другое — услышать о нём из уст увлеченного профессионала.

П.К.: Я никогда не интересовался религией, но пройдя экскурсию, посвящённую старообрядчеству или иконописи, понял, что любую тему можно подать очень увлекательно.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает в уже сложившейся сфере новгородского гостеприимства?

Е.Л.: Таких моментов в каждом городе — великое множество. Хочется больше оригинальных, узнаваемых сувениров, больше подсветки объектам, больше кафе с детскими комнатами и детским меню. Важно понимать, что в Великом Новгороде уже немало сделано. И это нужно показать. Главная же проблема — наша не слишком яркая представленность в информационном пространстве. Сейчас вроде бы делаются какие-то шаги в этом направлении.

— Ваша целевая аудитория?

Е.Л.: Мне кажется, что мы максимально точно подаём сигналы, начиная от слова «бутик».

— Вы сигнализируете о своей дороговизне?

Е.Л.: Не совсем так. Мы сигнализируем об элитарности в противовес массмаркету.

П.К.: Своим гостям мы предлагаем настоящие, качественные впечатления, не фоточки из-за плеча в толпе экскурсантов и не пластиковые магнитики перед погрузкой в автобус, а путешествие и приключение.

Е.Л.: Естественно, наши услуги чуть дороже рынка. И это нормально. Потому что если сравнивать нас с заграницей, то мы абсолютно в рынке. При этом с англо- и франкоговорящими экскурсоводами. Давайте будем честны друг с другом. Гости, приезжающие к нам, особенно из-за границы, скорее всего, сделают это один-единственный раз в жизни, и им нужно так показать город, чтобы они не только остались довольны, но и посоветовали друзьям заглянуть к нам.

— Ваш подход явно не обещает скорых прибылей.

Е.Л.: Для нас этот проект — разумеется, риск. И мы захотели на него пойти. Я уже говорил, что в городе нужно не просто жить. Его нужно делать лучше. Мы хотим не только зарабатывать деньги. Но и дать возможность профессионалам своего дела заявить о себе, сообща осветить новые грани нашего города. Рассказать о том, как мы — Великий Новгород — уникальны и хороши.

П.К.: Наши сообщества в соцсетях уже сейчас живут насыщенной жизнью — регулярно пополняются эксклюзивной интересной информацией, на которую работает целая команда, составляющая проект. И там, и тут мы призываем только к одному: искренне любить свой город и транслировать эту любовь.

***

Под занавес года в туристической сфере Великого Новгорода появился свежий игрок — бутик экскурсий «Здесь был Рюрик», специализирующийся на подготовке индивидуальных экскурсий и разработке альтернативных маршрутов.

Несмотря на то, что бутик не имеет офиса — деятельность его строится на активном присутствии в главных соцсетях, над проектом трудится целая команда энтузиастов своего дела. В официальном сообществе проекта «Здесь был Рюрик» пока опубликовано шесть разнообразных по содержанию экскурсий: от традиционной «Иконы», в которую заложено знакомство с музейной экспозицией, по праву считающейся одной из самых известных и значительных коллекций древнерусской живописи в мире, до маршрута «Вечная прописка». Последний рассказывает о старинных городских кладбищах, похоронном обряде в средневековом Новгороде и местах захоронения известных горожан. Ну а романтическая экскурсия призвана убедить жителей и гостей, что Великий Новгород дышал и дышит любовью: пройдя по маршруту, можно узнать, какая новгородская красавица была музой Пушкина, почему великому композитору Рахманинову и его невесте пришлось венчаться тайно и какая фигура на памятнике «Тысячелетие России» по праву считается самой любвеобильной персоной государства.

По словам устроителей бутика, это лишь малая часть запланированного ассортимента. В ближайшее время список пополнится экскурсиями на воздушном шаре, яхте, гастрономическим маршрутом.