Как юридическое и экономическое образования помогли Валерии Григорьевой создать марку одежды.
С основательницей своего бренда одежды Валерией ГРИГОРЬЕВОЙ я встретилась накануне новогодних праздников. Время для разговора молодой дизайнер смогла выкроить для меня поздно вечером — в предновогодний период, насыщенный вечеринками и корпоративами, клиенток у неё значительно прибавляется.
Без суеты
Первое, что я увидела в её небольшой мастерской, — нарядные платья на вешалке, множество коробок и, конечно, рабочее место со швейной машинкой, за которой и сидела Лера. Образ гламурной барышни, в котором она предстаёт на фотосессиях и светских мероприятиях, на производстве был сменён на трикотажный свитер и джинсы.
— Обычно я занимаюсь кроем одежды и провожу примерки. Но в декабре ещё и шью, — говорит Лера. — Работаю с восьми утра до часа ночи, а сейчас график стал ещё жёстче. Вчера я приехала домой в пять утра. Но у моих работников — нормированный рабочий день. Суеты нет, всё чётко распланировано.
Лера на собственном примере доказывает, что при желании и усердии в сутках может быть больше 24 часов. Не в её правилах отказываться от очередного заказа. Считает, что это может навредить бизнесу — рыночный закон спроса и предложения никто пока не отменял. Чтобы решить проблему отсутствия свободных рабочих рук, нанимает новых сотрудников. Впрочем, случается, когда она говорит клиенту нет:
— Если понимаю, что у меня не получится сделать такую вещь, которая принесла бы человеку радость, я не берусь за её изготовление. Поскольку у нас могут различаться видения стиля. Ну не буду я шить зелёное платье с красным гипюром. Я не понимаю тех мам, которые своим дочерям на выпускные предлагают сделать причёску с буклями из девяностых и с пацанской чёлкой. С такими людьми я сработаться не смогу. К счастью, ко мне приходят те, кто уже знает мои работы, а их фото можно увидеть на моих страницах в социальных сетях.
Я иду такая вся…
На недавно состоявшемся Первом межрегиональном форуме креативных индустрий в Великом Новгороде Валерия Григорьева представила свою коллекцию «Duality» («Двойственность»). Её ателье было отобрано вместе с предприятием «Крестецкая строчка». Было организовано два модных показа: на одном девушки-модели демонстрировали, как можно при конструировании одежды использовать народные промыслы, на другом — современные технологии.
— Я — мастер составления «капсульного» гардероба. В нём может находиться всего 10 базовых вещей, которые, грамотно встраиваясь друг в друга, легко компонуются. Плюс «капсулы» в том, что она не требует значительных финансовых вложений. И не надо покупать много платьев, — объясняла модельер. — Наше время — это эпоха потребления, поэтому мне хочется создавать что-то уникальное, чтобы это запоминалось. Результат моих трудов должен влиять на людей. В детстве я делала поделки из бисера, продавала их во дворе, и у меня были деньги на мороженое.
Своё первое изделие Лера сшила для себя в 5 классе — это была юбка-шестиклинка. Прожило оно, правда, недолго: качаясь на качелях, Лера порвала его в самом неподходящем месте. Навыками ремесла портного её обучила мама — профессиональный скорняк. Между тем после школы девушка решила поступать не на дизайн одежды, а на юриспруденцию. В мечтах она представляла себя следователем, который на службу приходит в красивой одежде. Наряды Валерия Григорьева сама себе сшила бы на любой случай и погоду. Но, как часто это бывает, наши сокровенные желания, столкнувшись с прозой жизни, почему-то не сбываются.
— Я уже работала помощником следователя, — вспоминает Валерия. — Встал выбор: чтобы самой стать следователем, надо было уехать в Марёво. Вырисовывалась следующая перспектива: вот я расследую дело подравшихся у сельского клуба гопников, и вся такая модная приду их допрашивать. Не вариант. А поскольку моё второе высшее образование — экономическое, то решила устроиться в коммерческую организацию, в которой занималась вопросами недвижимости, регистрацией сделок, открытием, закрытием и ликвидацией ООО.
А спустя год, по словам Валерии, ей пришла идея открыть собственное дело. Зарегистрировала ИП, первых клиентов искала через подруг и знакомых, активно начала продвигать свой фэшн-бизнес в социальных сетях. Поддержку нашла у своего молодого человека и у мамы.
Философия «Duality»
Творческий потенциал был в ней всегда, знание, как направить его в коммерческое русло, получила на прежних должностях, а стартовый капитал обеспечил кредит. Повышению предприимчивости помогла и бесплатная программа «Бизнес- класс» от Сбербанка и Google. Наставником Валерии в бизнесе стал московский предприниматель, владеющий компанией с многомиллионным оборотом. В качестве вознаграждения за успешное завершение курса проекта про новгородского модельера Google не так давно выпустил ролик.
— Я начинала с нуля. Мой бизнес — не из серии «я просто люблю пошить». Я не из тех, кто, получив финансовое образование, устраивается цветочницей или делает ногти, — призналась модельер. — Я не жалею, что получила юридическую и экономическую специальности. У меня была практика в ателье, свою квалификацию я подтвердила на международных курсах кройки и шитья. Мне всегда близка двойственность, поэтому я так и свою первую коллекцию одежды назвала. Если в творчестве нет аналитической базы, оно не структурировано, то появляется хаос. А я его допускаю только в тканях, когда они раскинуты по столам в мастерской.
В команде у Григорьевой — портные, фотограф, художница, которая визуализирует её технические задания. К слову, последнюю модельер нашла через Интернет в Перми.
Небольшое сожаление у Валерии всё-таки имеется: ИП, как она полагает, ей нужно было зарегистрировать значительно раньше, когда ей исполнилось 16 лет, а не 22 года. Её вдохновляют истории крупных бизнесменов, в которых они рассказывают о том, что первый серьёзный результат им удалось достичь примерно через семь лет с момента создания своего дела. А модельер Григорьева своим делом пока управляет 2,5 года. Прибыль вкладывает в оборудование, в хорошую упаковку и ткани — например, материал премиум-класса заказывает на фабриках Gucci, CHANEL, Armani, а также в расширение производства. Нынешнее помещение уже не подходит для реализации всех задумок и планов Валерии.
— Причина, почему я сейчас по ночам тружусь, заключается и в том, чтобы поскорее в новом году перевести производство в просторную студию. Там будет отдельный вход, шоу-рум, где в красивой обстановке я смогу общаться с клиентом, а не так, как здесь, — окинув взглядом пространство, сказала Валерия.
Мода и Лера
Валерия уверена: на рынке услуг, где конкуренция велика, без клиентоориентированности не обойтись. Принцип молодой бизнес-леди такой: больше сервиса за те же деньги, что у коллег по бизнесу. Например, можно таким образом обрабатывать швы, что, даже надев одежду наизнанку, она и в таком виде будет выглядеть пристойно. На вопрос, как сохранить работоспособность, у Григорьевой есть свой ответ: не жаловаться на дефицит времени, а просто начать что-то делать.
— А ещё надо научиться превращать слабости в свои сильные стороны, — сообщила она. — Идеальных фигур нет. Однако правильно сшитое платье с лёгкостью уберёт огрехи и подчеркнёт достоинства. По стандартным, гостовским лекалам для пошива одежды талия не особо акцентируется, шьют, как на прямоугольник. А я разработала авторские лекала, моё платье для девушек с формой тела «песочные часы» сядет более удачно.
Одежду под маркой MOD&LER, в название которой Григорьева добавила своё имя, через Интернет приобретают покупательницы из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова. Через пять лет, рассчитывает Валерия, её авторское ателье с большим цехом станет площадкой, на которой визажисты, стилисты, фотографы под её брендом смогли бы воплощать творческие проекты. Из Великого Новгорода Валерия уезжать не собирается.
* * *
В планах на ближайшую пятилетку у Валерии Григорьевой — ещё найти время, чтобы сыграть свадьбу. Платье для торжества она сошьёт сама.
— Потому что другим не доверяете? — интересуюсь я.
— Зачем искать платье, которое я сама смогу сделать, — ответила она.