Вторник, 05 ноября 2024

Ду ю спик?

Герман Иванов: «Я понял, что обучение языкам может приносить деньги»

Фото: из архива Германа Иванова

Как морковный торт и флорбол связаны с изучением иностранного языка

Одна из старейших языковых школ в Великом Новгороде — «Народный университет» — в этом году отмечает своё двадцатилетие. Изначально она была организована выпускниками факультета иностранных языков НовГУ как российско-шведский социальный проект, предоставляющий дополнительное образование взрослым людям абсолютно бесплатно, а вернее — за счёт шведской стороны.

Однако финансирование закончилось, и когда 10 лет назад шведы передумали вкладываться в образование новгородцев, «Народный университет» оказался в свободном плавании и имел все шансы пойти ко дну. Но не пошёл, потому что Герман ИВАНОВ, на тот момент развивавший в «университете» языковое направление, усмотрел в нём интересную бизнес-идею. Из социального проекта «Народный» стал не просто успешным стартапом, но и зеркалом социальной обстановки в городе, отражающим не одни только финансовые возможности и лингвистические предпочтения новгородцев.

— Герман, любопытно, как вы пришли из точки А в точку Б: из менеджера «Народного университета» стали его владельцем и ректором?

— Да ничего особенного, я просто понял, что языковое направление, которым я занимался, может приносить деньги. Вот и всё. Предыдущие ректоры ушли в другие сферы, которые им были более интересны, а я стал заниматься «Народным университетом», немного изменив его структуру. До этого мы оказывали образовательные услуги только для взрослых, теперь же работаем и с детьми, ведем небольшую переводческую деятельность, предоставляем своим студентам возможность обучения за рубежом, потому что у нас есть школы-партнеры в разных странах мира: это по-прежнему Швеция, а также Финляндия, Великобритания, Южная Африка, Италия и Франция.

— Однако в последние годы у вас стало много конкурентов, ощущаете это?

— Мы ощущаем то, что экономическая ситуация в России изменилась, а никак не то, что у нас появились конкуренты. Я даже больше того скажу, мы — зеркало экономической ситуации в городе. Когда люди чувствуют уверенность в завтрашнем дне, они готовы тратить деньги на изучение иностранных языков, а в кризисные моменты количество слушателей уменьшается. С другой стороны, в кризис приходят только наиболее мотивированные люди, которым язык нужен не просто для саморазвития, а для того, чтобы устроиться на престижную работу или даже уехать за границу.

— И много последних?

— Сейчас мы наблюдаем новую тенденцию, которой раньше не было: к нам приходят молодые семьи с высшим образованием, приятные, интеллигентные, имеющие уже определённый уровень языка, и вот они хотят язык подтянуть для того, чтобы в дальнейшем эмигрировать за границу. Последние 10 лет таких людей было мало, особенно среди молодежи, в основном об эмиграции задумывались люди старшего возраста, которые хотели уехать за границу к своим детям или другим родственникам. А теперь появилась и молодежь, за последние полгода — три таких случая было. И меня лично эта тенденция настораживает. Грустно, когда активные и образованные люди, которые могли бы формировать наше будущее здесь, стремятся покинуть не только родной город, но и страну. Одна из семей, о которых я рассказываю, продала в городе всё: квартиры, машины, гараж. Я их спрашивал: может, не стоит сжигать все мосты? Но они приняли твердое решение уехать.

— Да, есть о чём задуматься. Но, к счастью, пока не все ваши ученики — будущие эмигранты. А кто ещё приходит к вам учиться?

— В общей сложности в год мы обучаем от 400 до 500 человек. С 2014 года у нас сократилось количество взрослых студентов, всё-таки люди начали экономить на своём дополнительном образовании. Зато по-прежнему много школьников, потому что умные родители понимают, что, вкладываясь в образование своего ребёнка, они вкладываются в его успешное будущее. Кроме того, мы работаем с предприятиями, которые нацелены на развитие своего бизнеса за границей и нуждаются в сотрудниках со знанием английского языка. Сейчас мы обучаем персонал нескольких гостиниц, которые готовятся к летнему сезону, сотрудников ведущих градообразующих предприятий, а также некоторых бизнесменов, которые уже вышли на международный уровень, и им нужен хотя бы элементарный английский. А ещё мы сотрудничаем с предприятиями, которые никоим образом не нацелены на работу за рубежом, однако направляют к нам своих сотрудников так же, как некоторые предприятия направляют сотрудников на фитнес или в бассейн. Для них это — своего рода тимбилдинг.

— Очевидно, что в приоритете для изучения у новгородцев английский, а какой язык следует за ним?

— Да, английский выбирают 80% наших студентов, а вот второе место в предпочтениях новгородцев периодически меняется. Сейчас мы обучаем восьми иностранным языкам, и в последние годы заметили рост интереса к азиатским языкам. На втором месте у нас сейчас — японский. Честно говоря, понятия не имею, почему. Возможно, из-за обилия суши-шопов и японских ресторанов или из-за увлечения подростками культурой аниме. Однако у нас сейчас японским занимаются четыре группы разного уровня, при том, что в Японии из наших студентов были единицы. Кроме того, есть интерес с корейскому языку, китайский мы пока не преподаём, но серьёзно об этом думаем, я не сомневаюсь, что спрос на этот язык будет хорошим.

— А я была уверена, что на втором месте будет испанский язык. Ведь в мире-то именно он — второй по популярности!

— До 2014 года испанский стабильно был у нас на втором месте. Летом люди съездят в Испанию отдохнуть, а осенью уже все у нас, хотят выучить язык. А теперь, видимо, реже стали ездить, не знаю. Хотя, конечно, группа испанского у нас по-прежнему есть. Лет 12 назад был очень популярен шведский язык, а сейчас мы даже за бесплатно не смогли набрать шведскую группу. В Новгороде стабильно находятся люди, которые хотят изучать французский, в основном это либо те, кому хочется чего-то оригинального, либо те, у кого есть родственники во Франции или в Канаде. Повысился интерес к немецкому, а всё потому, что в школах сделали второй иностранный язык обязательным. В общем, несмотря на нестабильную экономическую обстановку, интерес к языкам у новгородцев сохраняется.

— Насколько мне известно, «Народный университет» — это не только про языки, но ещё немного и про спорт.

— Да, мы пропагандируем игру флорбол — это хоккей в зале, который появился у нас благодаря нашим шведским друзьям. В конце апреля — начале мая в очередной раз будем проводить турнир по флорболу. В этот раз в нём примут участие около 100 команд, в том числе из Эстонии и Латвии, судьи будут из Швеции. Также к нам вот уже пятый год абсолютно бесплатно приезжают дети из Донецка и Луганска. Обычно бывает около 1600 участников и около 1000 гостей, все гостиницы города мы в это время занимаем, потому что наш турнир — один из самых больших детских флорбольных турниров в России.

— Есть какой-то личный секрет успеха развития бизнеса у Германа Иванова?

— Надо не стоять на месте, искать, думать. Если жизнь ставит перед тобой задачи — находи на них ответы. «Народный университет» — это образовательное учреждение, логично предположить, что летом мы должны уходить на каникулы, как любая нормальная школа. Но коммуналку в это время за нас никто не заплатит, значит, нужно думать, как зарабатывать деньги и летом. Вот мы и придумали две новые программы. Это Летний интенсив для тех, кто летом остаётся в городе и хочет подтянуть английский. Он стоит дешевле наших курсов, а занятий в нём больше — получается выгодно и нам, и студентам. Другой проект — Летняя английская школа для детей, где программа обучения сочетается с насыщенной культурной программой. Дети ходят в музеи, участвуют в квестах, мастер-классах, а в одном из ресторанов города мы даже организуем мастер-класс по приготовлению какого-либо блюда на английском языке. Во-первых, это очень интересно, во-вторых, лексика на таких занятиях усваивается гораздо быстрее, чем в классе. Такой способ обучения мы почерпнули от преподавателя, который работает в нашей школе-партнере в Финляндии. Он англичанин по рождению и очень любопытный человек. Занятия ему иногда помогают вести две его таксы, также у него есть книга староанглийских рецептов, которую ему подарила бабушка. Саму книгу он никому и никогда не показывает, а вот мастер-классы проводит. Наши студенты готовили с ним и морковный торт, и лимонный пирог, и множество других блюд. От таких занятий английские студенты всегда в восторге.