Вторник, 05 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Кепка ищет человека,

Любовь Сергея Веселова к кепкам родилась ещё в 80-х: подросток терпеть не мог «одинаковость» и знаменитое мамино: «Надень шапку». А штучные, качественные вещи — любил.

Фото: Сергея Веселова

или История о том, как головной убор стал визитной карточкой

Коренной новгородец, профессиональный фотограф, человек в кепке, швейных дел мастер. Горожане знают Сергея ВЕСЕЛОВА как личность разностороннюю и, безусловно, талантливую.

Свадебной фотографией начал заниматься случайно: гостем на свадьбе понял, что этим можно зарабатывать. Со швейной машинкой на «ты» с пятнадцати лет — в 80-е найти для себя интересную и подходящую по размеру одежду было совсем не просто.

С кепками — нынешним увлечением — вышло необычно и прагматично одновременно: в 2015 году любимая собака героя уничтожила не менее любимую его кепку. Два года поиска достойного аналога брендового Ralph Lauren ни к чему не привели. Тогда Сергей, будучи человеком решительным, взял джинсы Bugatti и сшил из них кепку. Получилось хорошо! Отлично получилось. С тех пор кепки прочно вошли в его жизнь.

— Сергей, юноша, который шьёт себе одежду, — это нетипично. С чего всё началось?

— Очень просто. С того, что тебе — 15 лет. У тебя есть друзья, которые ходят в модных штанах, ты хочешь такие же. В магазинах — не найти, а шить в ателье — дорого. В 15 лет из-под моих рук вышла первая рубашка, созданная при помощи маминых советов и журнала Burda. В годы, когда информации было минимум, я как-то увидел в магазине книгу «Шить красиво». Она была напечатана на такой бумаге, что страшно взять в руки, не рассыпалась бы. Но авторы придумали занятный вариант: они все технологические аспекты пошива разного типа одежды из журнала «Burda» вставили в эту книгу. Не уверен, что это было законно. Но это был учебник. И книга у меня сохранилась до сих пор. А потом обычная история: шьёшь, кто-то узнаёт, просит, снова шьёшь. Друзья, которые шили, тоже много помогали в самообразовании.

— То есть вы — самоучка?

— Да, специализированного швейного образования у меня не было никакого никогда. Но всю свою жизнь я могу что-то починить, доделать, подрубить брюки. Шил себе в начале нулевых куртку — она жива и по сей день. А потом, в 2015 году, произошла маленькая трагедия. Собака съела любимую кепку.

— А откуда вообще любовь к кепкам?

— Подростки и молодёжь 80-х ненавидели головные уборы. Вот это знаменитое мамино из форточки: «Надень шапку» — это про нас. У нас у всех были одинаковые шапки, которые мы не желали носить. Потом у нас появились высокие причёски — шапка тоже мешала. В общем, как-то много позже, жарким летом для защиты от солнца я на распродаже купил кепку. Брендовую и дорогую, как выяснилось позже. Носил ее на съемках. В какой-то момент клиент попросил меня на свадьбу прийти в кепке — я понял, что меня ассоциируют с этим головным убором. Это всё было на уровне шутки, но собака уничтожила и шутку. В поисках замены я понял, что все местные магазины продают кепки, которые совершенно не те. Я, конечно, пробовал, покупал, носил, а они теряли форму, не сохраняли вид, ненатуральные материалы портились при чистке. Моя первая сшитая из джинсов кепка получила отклик. Вернее, даже не она, а то, как я подал эту историю.

— И вы решили поставить дело основательно?

— Нет. Все двигалось неспешно и, скорее, случайно. Первый вопрос возник от подрастающей дочери: «А мне кепку?». Я ничего тогда не знал о кепках, но сшил ей — ей было прикольно. Потом я сшил кепку маленькому сыну. Интересно, что отклики пошли не только от людей, но и от производителей. Мне написали с одной именитой фабрики, поинтересовались: кто шил, откуда лекала? Тогда я сшил себе вторую, третью кепки. Затем я понял, что хватит шить из подручного. Надо приобретать материал специально для кепок, но ощутил, что за последние годы произошла настоящая беда с тканями.

— Приходишь в магазин, и кажется, что тканей много…

— Дешёвой синтетики. Если спросишь у товароведа или продавца, почему не возите качественное, аргумент железный: это дорого. Хотя, когда сопоставляешь цену на ткань с ценами на одежду, то понимаешь, что это недорого. Короче, мало-мальски интересных тканей — минимум.

— А у вас прямо очень избирательный подход к материалу?

— Ткани меня заинтересовали в том смысле, что я бывший бренд-менеджер. И стал читать истории создания легендарных тканей. Это очень увлекательно. Потом я начал их описывать. Первую кепку у меня купили не потому, что так уж она понравилась, а потому, что я хорошо её описал. Мне так и сказали, хотя кепка, конечно, тоже хороша.

— Всё же про ткани…

— Хорошую ткань короткими отрезами часто не продают, нужно покупать большими объёмами, а это для меня действительно накладно. Нет в этом и смысла, потому что мои кепки интересны штучностью: сшей десять одинаковых кепок, и интерес пропадёт. Хотя комбинировать ткани было бы любопытно. Затем я столкнулся с банальщиной: трудно купить козырьки. Они есть в швейных магазинах, но все одинаковые, от одного производителя. Подобные тем, что я доставал из старых

кепок, купить можно, но опять же только оптом. Поэтому я и сейчас прошу не выбрасывать старые кепки, а отдавать мне. Я их вскрываю, вынимаю козырьки, меняю им форму и использую в экспериментальных моделях.

— Проблем — масса, а вы регулярно радуете своих подписчиков новыми моделями. Как?

— Это не проблемы, а небольшие трудности. Случайно оказавшись на сайте объявлений, увидел, что люди, которые занимаются пошивом эксклюзивной одежды, продают остатки качественных тканей. Я мог легендарную ткань там купить за приемлемую для меня цену, потому что она им не нужна. И мне этот подход в поиске материала очень понравился: я свои кепки делаю оригинальными. К каждой отношусь, как к уникальному изделию. Я сохраняю лекала, думаю, что потом сделаю по ним повтор. Но всё равно каждый раз перерисовываю выкройку.

— Они какие-то особенные, ваши кепки?

— Они специфичны. Таких нет в наших магазинах, хотя, конечно, в мире и в интернет-магазинах они есть. Но моё увлечение позволило мне познакомиться с людьми, которые любят вещи с историей. Ценят их уникальность. Им это важно. Некоторые ценители живут за рубежом.

— Как часто или как много головных уборов вы шьёте?

— Сейчас фактически шью каждый день. Не скажу, что есть много клиентов, но есть люди, которые этим интересуются. К примеру, все кепки, что я сшил для себя, примерно с десяток, с меня снимали. Та, что на мне сейчас, — уникальна, сшита из итальянского твида. И производитель эту ткань больше не повторит.

— Вы на этом зарабатываете или, скорее, развлекаетесь?

— Я, может, и хотел бы зарабатывать, но сомневаюсь. Как бывший менеджер просчитываю, что нужное для нормальной жизни количество кепок сошью даже один. Но пока я продаю кепки для того, чтобы купить хороший материал для новых экспериментов. И ещё к вопросу продаж… Есть специфика размеров, есть особые модели. Далеко не каждому они приглянутся.

— Почему?

— Люди, если привыкли к стандартным моделям, надевая кепку с мягким куполом, могут не понять. Есть кепки, которые требуют моделирования на голове. Я, к примеру, — за ретроформу, а человек, может, её и не наденет. Хотя все, кто у меня забирал кепки, не возвращали их обратно. Ещё важно, что я не шью их на заказ. Этот подход нравится мне и тем, кто мной интересуется: когда не человек выбирает себе кепку, а кепка ищет человека.