Суббота, 04 мая 2024

Анна Мельникова

Время собирать борщевик

У этого калейдоскопа очень интересная история. Трубку для него мастер изготовил из стебля борщевика, скошенного в окрестностях Марёва. Но самое любопытное, что и основание прибора-игрушки — маску из красно-коричневой древесины — он нашёл в Марёвском районе, в лесном ручье. Не иначе как знак свыше.

Фото: из архива Сергея Яковлева

Новгородский умелец предлагает использовать в качестве строительного сырья ядовитый сорняк

Единственный в России калейдоскопных дел мастер Сергей ЯКОВЛЕВ, хоть и живёт много лет в Москве, считает себя новгородским умельцем. Корни его — из Марёва, здесь у него была когда-то открыта мастерская по изготовлению калейдоскопов — оригинальных, статусных подарков ручной работы.

Именно на малой родине около 10 лет назад у него совершенно случайно возникла идея использовать пустотелые, лёгкие сухие стволы ядовитого растения под контейнер калейдоскопа. Однажды на прогулке собака принесла ему старый борщевик. Мастер покрутил его в руках, почувствовал фактуру и решил попробовать использовать это растение для чего-то полезного. Тогда темой борщевика он был увлечён целый сезон, искал подходы для его обработки. И в результате благодаря ребристой поверхности снаружи и фантазийным узорам внутри борщевика у Яковлева получилось создать из него уникальное произведение.

— Фактура у сушёного борщевика необычная. Для работы, конечно, подойдёт не каждый образец. Чтобы он стал пригоден, его нужно высушить (он должен перестать обжигать кожу), как следует очистить от листьев и зонтиков. Борщевик — такой же природный материал. У него очень красивая корневая система, которая подходит для разных декоративных поделок. В азиатских странах, например, работают с бамбуком, и мы не удивляемся тому, что его используют, — аргументирует свою позицию Сергей Яковлев.

По словам мастера, калейдоскопы из борщевика клиентами не так востребованы, как другие из его коллекции, выполненные из привычных, традиционных материалов. Зато как выставочные экземпляры они всегда оказываются в центре внимания и вызывают удивление. Главный вопрос: а можно в руках подержать? Яковлев в такие моменты и успокаивает, и отчасти выступает как популяризатор и рационализатор: «Сушёный борщевик абсолютно безвреден, изделие покрыто лаком».

К сожалению, предложением Сергея Яковлева — оценить полезные свойства борщевика и заняться его использованием — за всё это время никто так и не заинтересовался

Калейдоскопы из ядовитого растения воспринимаются как экзотика. Этим летом мастер принял участие в телевизионном сюжете одного из федеральных каналов. Специально для картинки залез в свежие заросли борщевика, чтобы ещё раз прорекламировать растение.

— В Подмосковье его пришлось ещё поискать, и я на свою голову нашёл — потом руки лечил, — рассказал умелец. — Тему дополнительного использования борщевика надо продвигать. Из него можно делать строительный материал, облицовочно-декоративные панели, сувениры. Бюджет ежегодно выделяет деньги только на то, чтобы его косить, вытравливать химикатами. А это достаточно бесполезное занятие. Когда я был увлечён папье-маше, связался с минскими химиками, которым удалось из бросового сырья, опилок, сделать уникальный материал. И в случае с борщевиком технология была бы аналогичной. Нужно вкладывать деньги в научные изыскания, подключать учёных, предпринимателей. Но в лучшем случае прибыль в этом деле можно будет получить не раньше чем через полтора года.

Борщевика в области растёт много, и сырьё из него не закончится долгие годы. Сейчас как раз самое время заняться заготовкой, нашёлся бы только предприниматель, который оценил бы потенциал растения.

По информации регионального минсельхоза, в этом году на конец июня сорняк в области захватил территорию размером 6,5 тыс. га. Фактические затраты поселений на борьбу с борщевиком составили 4,8 млн рублей.