Пятница, 22 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Купи «Слона»

Одного взгляда на работы валдайца достаточно, чтобы понять: это не ремесленник, а мастер.

Фото: из архива Сергея Лассонена

Житель Валдая создаёт мебель, которая больше похожа на произведения искусства

К своему нынешнему ремеслу житель Валдая Сергей ЛАССОНЕН пришёл не вдруг. Признаётся, что к мебели неравнодушен буквально с детства. Тем более что у отца были золотые руки. В советское время при отсутствии в магазинах не то что ассортимента, но подчас и любой мебели он вполне мог сделать для семьи гарнитур в прихожую.

Сергей же начиная с 2007 года менял и работодателей, и города. Учился и трудился в Великом Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге. Наконец осел в Валдае.

Впрочем, нынешнее дело Лассонена — уже далеко не ремесло. Это его ДЕЛО. Сегодня индивидуальный предприниматель занимается изготовлением мебели. Не ходовой, однотипной и бюджетной, а уникальной и эксклюзивной, сделанной вручную из массива дерева. Одного взгляда на работы валдайца достаточно, чтобы понять: это не ремесленник, скорее мастер. А может, и творец.

Азы профессии, полученные ещё в юности, Лассонен предпочитал закреплять на практике благодаря уникальным заказам. В Петербурге Сергей с коллегой создали целый каминный зал в стиле «королевской охоты»: работа началась с реставрации деревянной облицовки камина — уникального и очень дорогого произведения XVIII века. Нередко Лассонен занимался церковной утварью. Интерьер Церкви Преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе тоже хранит детали, созданные нашим земляком. Какое-то время мастер делал кресла-качалки — уютный предмет интерьера, в который влюбился ещё в детстве. Но узкая специфика производства не давала вовсю развернуться замыслам и возможностям.

Сейчас при работе над заказами предприниматель с удовольствием соединяет работу дизайнера, художника, столяра и искусного резчика по дереву.

— Моя сфера — это пограничье: сочетание функциональности и эстетики. Я очень люблю анималистику в резьбе, позволяющую передать пластику живого материала. Дерево замечательно воплощает идеи растительных орнаментов, образы животных, — рассказывает Сергей. — Мои главные инструменты не только резцы, но и комплект бормашинок. Я не просто фрезерую, скорее рисую по дереву.

Сегодня у мастера уже сложился свой небольшой круг постоянных заказчиков. Мебель, а тем более качественная, как и декоративные предметы интерьера, будет служить долгие годы, не требуя замены. Но, по словам Сергея, интересные заказы попадаются стабильно: деревянные настенные панно, лестницы, спальные гарнитуры, ансамбли для кухни — абсолютное большинство заказов поступает валдайскому мастеру из столиц. При этом эстетическая сторона играет решающую роль.

— Постоянные заказчики мне доверяют. К примеру, один показал гостиную, в которой, на его взгляд, не хватало столика. Я думал, рисовал, лепил, искал и наконец создал столик для игры в шахматы «Слон» из массива дуба. Его столешница — шахматное поле, каждая клетка проклеена отдельно, — рассказывает Лассонен. — В таких заказах мне интересно копаться. Разбираться в деталях, выявлять анатомические особенности животного, прорабатывать все нюансы. Работать с деревом приятно и тепло. В то же время это капризный материал: он боится перепадов температур, влажности. Короче говоря, осторожность, интуиция и знания необходимы.

Кстати, найти в Валдае подходящее дерево для работы — та ещё задача. Лассонен в основном везёт материал из Москвы, чаще всего это дуб или бук. Работает в комфортном темпе. На того же «Слона» потратил полтора месяца, но создал ровно то, что хотел. Да и заказчик остался доволен.

В мастерской Сергей трудится не только сам, но и приобщает к работе сына. Мечтает передать ему своё мастерство.