Вторник, 05 ноября 2024

Анна Мельникова

Нежная душа Белизариуса,

Работы Юлии Груздевой ломают стереотипы современного косплея.

Фото: из архива Юлии Груздевой

или Почему Юлия Груздева создаёт для фестивалей косплея самые сложные костюмы

Самым выдающимся во всех смыслах этого слова персонажем недавно состоявшегося в Великом Новгороде фестиваля идей и технологий Rukami стал герой британской компьютерной игры «Warhammer 40000» Белизариус Коул (Belisarius Cawl). Конструкция фантазийного существа высотой больше трёх метров — смесь готики и механики — интриговала, приковывала внимание, подталкивала сделать на её фоне селфи.

Внутри монстра

Возникало обманчивое впечатление, что предназначение фигуры — стоять и украшать. На самом деле внешнюю оболочку Белизариуса — представителя наивысшей степени разума в фантазийном мире игры — можно было приводить в движение. Статуя была не чем иным, как костюмом для косплея.

Её строитель, автор и где-то даже душа — молодая женщина Юлия ГРУЗДЕВА. Своё творение, несмотря на устрашающий вид, нежно называет Великом. Для Юлии, профессионального косплеера, его создание определённо стало вызовом. На конструирование Белизариуса потратила почти два года и впервые на широкую публику вывела его в июне 2019 года в Москве во время «EpicCon Russia» — масштабного фестиваля фантастики, посвящённого героям фильмов, комиксов, компьютерных игр и сериалов.

— Размер Белизариуса оказался в 1,5 раза больше моих прежних работ, — сообщила Юлия. — Делала его специально к конкурсу. Мне нравится браться за что-то сложное, заморочистое. Женские косплеи — это, как правило, няшные девочки-тян с ушками, коротенькими юбочками, точёными фигурками. Мне больше по душе не шить, а работать с необычными материалами, заниматься технической стороной вопроса. Я люблю героев с нестандартным обликом, над костюмами которых нужно ещё поломать голову. А для этого надо, например, хорошо знать анатомию, чтобы рука сгибалась там, где следует. Понимая, что ходить, сгорбившись, как Белизариус, я не смогу, придумала хитрый каркас, чтобы лицо героя находилось у меня на груди. Чтобы оно максимально было правдоподобным, я освоила курс по пластическому гриму в Петербурге.

Юлия не скрывает, она — перфекционист, дотошный до деталей, а уж у её Велика их — превеликое множество. Общий вес костюма составляет почти 30 килограммов. Чтобы перевезти его даже в разобранном виде, требуется микроавтобус. А передвигаться в костюме можно, надев тридцатисантиметровые подставки. Перевоплотиться полностью в образ Белизариуса Юлии помогает модулятор голоса. Поэтому никто никогда не догадается, что внутри монстра — хрупкая женщина.

Белизариус стал не только самым крупным проектом Юлии, но и принёс ей знакомство с теми, кто придумал этого героя — британской студией «Workshop». Работа Юлии настолько их впечатлила, что они разместили интервью с ней на главной странице сайта, рассказав о косплее из России своей аудитории.

Радость создания

Вообще, к страшным и пугающим персонажам Юлия всегда испытывала симпатию. На создание первого костюма её вдохновил Рюк — бог смерти из манги «Тетрадь смерти». С ним она впервые выступила в Петербурге на фестивале «Topic» в 2011 году.

Следующим образом стал Артанис из видеоигры «StarCraft» ростом 2,5 метра. Благодаря ему на конкурсе она выиграла поездку на «ComicCon NY» в Нью-Йорк.

Ей приятно видеть на фестах удивление брутальных косплееров-мужчин, сначала не подозревающих, что в костюме — девушка, и потому одобрительно отзывающихся о её образе: «Чувак, респект», а затем вдруг обнаруживающих, кого скрывали преобразованные ПВХ-трубы, гофра, кожзам, силикон, дюралюминиевые трубы и металлическая сетка.

Поэтому дамское слово «мастерица» для рассказа про Груздеву, пожалуй, не подходит. Умеет она шлифовать, пилить, стругать, грунтовать. Лучший подарок для неё — новый инструмент или станок.

По словам Юлии, мир косплея похож на актёрскую среду: в нём есть свои группы по интересам, сильна конкуренция, достаточно и критиков:

— Если замечания по делу, я их учитываю. Когда я работаю над персонажем, то стараюсь собрать о нём как можно больше информации. Но бывают и обычные придирки: когда речь заходит о схожести костюма с оригиналом, тебе могут указать и на то, что цвет нитки на плаще не такой, как нужно.

Соответствие оригиналу

У Юлии не хватает времени на игры или комиксы. В этом плане в них больше разбираются её дети. Косплей для Груздевой — это в первую очередь творчество и способ показать свою любовь к персонажу или Вселенной. Какой бы беспорядок она ни устраивала на кухне, которая часто становится её мастерской, в семье не возражают против увлечения. А, кроме того, она ещё успевает преподавать студентам скульптуру и керамику на кафедре архитектуры и реставрации в НовГУ.

— Совсем недавно у меня наконец появилось помещение под мастерскую. Планирую проводить там мастер-классы, а также фотосессии, на которых можно будет примерить образы разных фэнтезийных героев. В нашей команде объединились визажист, стилист и фотограф. Надеюсь, что этот проект станет востребован, и косплей в Великом Новгороде будет представлен более широко.

В мастерской своё место найдёт и Белизариус. Тогда, в 2019 году на московском фестивале, он принёс Юлии победу и главный приз — посещение «ComicCon» в Майами. К сожалению, пандемия отложила поездку на неопределённое время.

— Я создаю костюмы не для того, чтобы выиграть, — призналась Груздева. — Гораздо важнее и интереснее для меня — переплюнуть саму себя. Здесь ты точно знаешь, кто у тебя противник, какой у него уровень. Новый персонаж — это возможность прокачать свои умения как крафтера. Я на своём опыте знаю: если человеку что-то надо, для него нет преград, он добьётся чего угодно. А если не надо, то найдёт миллион отговорок, чтоб ничего не делать.

Впрочем, как с улыбкой отметила Груздева, помимо совершенствования, оттачивания навыков и характера, увлечение косплеем приносит такие бонусы, как умение держать себя в хорошей физической форме. А жалеет она, что в сутках — всего 24 часа.

— Надо брать пример с зарубежных косплееров. На фестивалях они весёлые, счастливые, участвуют в них в своё удовольствие, — говорит Юлия. — В Нью-Йорке помимо массы очень техничных, с кибер-подоплёкой персонажей я увидела косплееров со шлемами, коронами, сделанными из простой фольги. И они искренне радовались тому, что смастерили их своими руками. На том СomicСon, наверное, был миллион Харли Квинн. А больше всего меня поразила полная чернокожая женщина в маленьких шортиках и курточке, которая так её облегала, что было непонятно, как она ещё не треснула по швам. Один хвостик волос — розовый, другой — голубой. В руке женщина держала биту. И так себя несла, что не было сомнений: вот она, Харли Квинн. Мне импонируют косплееры, которые не просто надевают костюм, но ещё и обыгрывают его, пусть даже он не соответствует оригиналу. Тогда это по-настоящему.