Вторник, 05 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Нет – потреблению, да – творчеству

Создатель эколофта уверена, что в нужное место сами стягиваются интересные люди.

Фото: из архива проекта

В Великом Новгороде открылся эколофт, пространство для объединения единомышленников

В начале января в Великом Новгороде заработал эколофт: на территории около 100 квадратных метров разместились площадка для групповых мероприятий, мини-мастерская, пункт приёма редкого вторсырья, фримаркет, экомагазин товаров, снижающих нагрузку на планету, тематическая библиотека.

За неполный месяц работы в эколофте прошло больше десятка мероприятий: от танцевальных практик и шитья многоразовых бахил до встреч, рассказывающих, как начать сортировать вторсырьё, и настольных игр. Идейный вдохновитель проекта новгородка Анна КУКУШКИНА рассказала «НВ», для чего нужен эколофт и почему она не боится ввязываться в масштабные проекты.

Анна, что уже сделали с момента открытия?

— Купили холодильник! Потому что хотим организовать кофемашину, а для кофе нужно молоко. Где хранить молоко? В холодильнике!

А если серьёзно?

— Если серьёзно, то сейчас набираем базу контактов творческих людей, заодно рассказываем о себе: кто-то может провести у нас мастер-класс, а кто-то хочет отметить день рождения в нашем пространстве. Я уверена, что возможности наши безграничны и далеко не всё решают деньги. Скорее — люди и знакомства.

Но в основе проекта — всё равно ежемесячная аренда помещения, не говоря уже о деньгах, вложенных в ремонт.

— Да, нам удалось собрать нужную сумму с помощью краудфандинга. Сейчас во многих случаях мы готовы на бартер: вы нам контент, мы вам — площадь. Опять же для этого общаемся с новыми людьми.

И кто уже стал посетителем эколофта?

— Наше сообщество уже разрослось с 200 человек до 500. Интересно, что это не только молодёжь, но и люди старшего поколения, родители с детьми.

Это укладывается в концепцию пространства?

— В том-то и дело, что мы хотим организовать что-то «межпоколенческое». В современном мире все разделены: там детский сад, тут институт, здесь средний возраст. В итоге опыт поколений, который веками передавался, потому что люди жили одной большой семьёй, сейчас не находит выхода. Связь действительно нарушена. Почему бы нам её не восстановить?

Всё, что проходит в вашем пространстве, идёт с приставкой «эко»?

— Мы — реалисты и прекрасно понимаем, что никакая идея, поданная под соусом «ты должен поменять себя», потому что жил неправильно, а мы покажем, как надо, не зайдёт на ура. Мы делаем линейку бесплатных, просветительских встреч, другую линейку за донаты (добровольные пожертвования. — Прим. ред.), на сугубо развлекательные встречи ставим фиксированный ценник. Под боком у нас экомагазин, мы даём вторую жизнь вещам, не используем одноразовую посуду. То есть на начальном этапе через пространство показываем, что можно жить по-другому.

Кстати, мы — это кто?

— У меня есть активный соучредитель, есть команда волонтёров, которые по мере сил вливаются в наши идеи. Но сейчас эколофт отнимает очень много личного времени. Потому программу работы я стараюсь наполнять интересными событиями.

А что будет дальше?

— Прошлый год показал, что загадывать, что будет дальше, не надо. Мы сейчас живём короткими рывками: отбить аренду за месяц, отложить что-то впрок. В перспективе — организация мероприятий, часть из которых приносит постоянный доход, вроде обучающих курсов, тренингов, зоны коворкинга. А вообще эколофт — это материальное воплощение моей гипотезы о том, что в нужное место сами стягиваются интересные люди.