Пятница, 22 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Мастер по стеклу

Превращение стеклянной заготовки в изящную форму — завораживающий процесс.

Фото: Марии КЛАПАТНЮК

Для того чтобы освоить профессию стеклодува, материал нужно понимать и любить

Некоторые профессии столетиями не теряют своей актуальности. Ремесло стеклодува — из их числа. История профессии началась в древности, и до сегодняшнего дня мастерам удалось сохранить удивительную технологию.

Новгородец Олег БАЛАШОВ заинтересовался ремеслом стеклодува случайно: увидел, увлёкся, получил базовые знания и навыки от старшего товарища, занялся практикой и втянулся. Сидел и выдувал ёлочные шары, для себя отмечал нюансы: есть у шара ус, есть отпайка. Игрушку нужно выдуть так, чтобы детали эти располагались в одной плоскости. А иначе одна стенка будет толще, другая — тоньше. Шар окажется очень хрупким и разобьётся.

Уже через три месяца Олег мог качественно «делать норму»: выдувать по полсотни ёлочных шаров в день в мастерской ёлочной игрушки.

— Интересно, что в скором времени в Великий Новгород приехал опытный стеклодув: оказалось, что он делает всё абсолютно по-своему, какие-то секреты я использовал, но полностью переучиваться не стал, — рассказывает Олег. — Исторически так сложилось и по сей день происходит: в России нет официального заведения, в котором тебя научат работе со стеклом. Это — закрытая профессия. Хочешь научиться — значит, ищи мастера, просись в подмастерья, впитывай знания и набирайся опыта.

На словах принципы работы стеклодува кажутся простыми: держи сырец — стеклянную трубочку, равномерно нагревай её на газовой горелке, когда стекло размягчается — выдувай. На практике всё сложнее.

— Стекло нужно чувствовать: оно, когда разогревается, течёт. К примеру, железо раскалится, даже если его греть в одной точке, а со стеклом — совсем другая история. При нагреве заготовку нужно постоянно вертеть, — поясняет Олег. — В общем, во главе угла стоят практика и импровизация. А ещё, может быть, усидчивость. Пожалуй, даже и не каждому дано осилить профессию. Я пытался передать свой опыт трём ученикам, не получилось ничего. Возможно, не хватало именно усидчивости. Ведь невозможно просто повторять одно и то же заученное движение и всякий раз получать результат. Бывают дни, что и у меня работа не клеится. В этом случае лучше всего просто переключиться: не мучить себя и материал.

Сам Олег в профессию влюбился. Сейчас ему под силу не только выдуть две с половиной сотни ёлочных шаров за день, но и исправить возможные дефекты в игрушке. К примеру, убрать серьёзные неровности. Как именно? Точного рецепта нет. Стеклодув Балашов говорит, что нужно просто понимать материал.

И, что интересно, ему процесс познания не надоедает. Мастер уверен, что наблюдать за трансформацией стекла под действием огня можно бесконечно. А уж зрителю тем более кажется волшебством момент, когда из-под рук Олега выходят идеальные, невесомые шары, симпатичные снеговички, грибочки, колокольчики, шишки, сосульки, чайнички. Всё изящное, сказочное и очень хрупкое на вид.

На следующем этапе Балашов планирует попробовать себя в изготовлении стеклянной посуды, что значительно сложнее и требует долгой, напряжённой учёбы, да к тому же специальных инструментов.

— И тут тоже не совсем понятно, у кого учиться, где искать мастеров-умельцев, готовых открывать секреты, — рассказывает Олег. — За рубежом ситуация складывается примерно так же: что в Германии, что в Польше. Разве что американские стеклодувы свои наработки выкладывают на всеобщее обозрение.

Но новгородец мечтает побывать в Чехии, где работают самые старые в Европе стекольные мастерские, производящие уникальную посуду и изделия. Экскурсии туда пользуются большим спросом.