Среда, 01 мая 2024

Елена Кузьмина

Между молотом и наковальней

На исторических фестивалях Пётр Татаринцев проводит мастер-классы.

Фото: ВК «Средневековая кузня на Новгородчине»

Бывший фермер из Марёвского района создал из маленького хобби кузнечный бизнес

Нет худа без добра. Жизнь супругов Татаринцевых, переехавших около 10 лет назад в марёвскую деревню Большие Жабны с Сахалина, — живая иллюстрация этой народной мудрости. Поначалу семья занималась фермерством. Приехав в деревню «без ничего», они со временем стали собственниками серьёзного хозяйства: поросята, куры, цесарки, кролики, козы... Но четыре года назад в район пришла африканская чума свиней, и от агробизнеса пришлось отказаться.

— Мы с женой посовещались и решили, что моё маленькое хобби перерастёт в основное занятие, — рассказал Пётр ТАТАРИНЦЕВ.

Маленьким хобби Петра было кузнечное дело, которым он занимался «на коленке». Газовый горн, к примеру, сделал из самого обычного пылесоса. Так Татаринцев пытался выковать из железа «что-то, похожее на нож».

— Мне кажется, все мальчики любят это: нагреть железку, увидеть, как круто она светится. Стучишь по ней молотком, и она меняет форму, — объясняет Пётр, который и сегодня не может пожаловаться на недостаток мальчишества. Как он написал на своей странице в соцсети, «не может, не куя».

Юношеский задор, небольшая наковальня, несколько молотков и познавательные видео на Youtube помогли фермеру постигать азы горячей ковки. Начал он с охотничьих ножей.

— Сначала долго получалось «не очень». Даже и сейчас иногда получается «не очень». Но чем больше работаешь, тем увереннее рука, — говорит Пётр.

Татаринцев сделал несколько клинков на заказ и понял, что заниматься только этим ему скучно. Изготовил тогда несколько мангалов и осознал, что и это ему не интересно.

— Ну что — мангал? Две трубы сварить, и всё. Это дело не для кузнеца, а для слесаря. Я стараюсь полностью уйти от электросварки, — говорит мастер. — Другое дело — с железкой работать. Каждая вещь не похожа на другую.

Постепенно кузнец перешёл к изготовлению более сложных изделий — вещей для дома: вешалки для одежды, каминные наборы, подсвечники, заколки для волос... Работает Татаринцев в стилистике Древней Руси.

Бывший хозяйственный двор супруги переоборудовали под кузню. Здесь есть настоящий горн с электроподдувом, растущая коллекция молотков разного веса, щипцы, несколько наковален и главные помощники — уголь и огонь.

Пока супруг с утра до вечера работает в кузне, жена — Мария Татаринцева — занимается продвижением и торговлей. Татаринцевы создали группу в «ВКонтакте» — «Средневековая кузня на Новгородчине», зарегистрировались на нескольких электронных торговых площадках. Подумывают об Ozon и Wildberries.

Интернет регулярно приводит к ним покупателей. Изящные, витые вещи из металла находят поклонников по всей стране. Семья — частый гость «Ремесленной слободы» в Великом Новгороде и исторических фестивалей, куда Пётр приезжает с мобильной кузней и проводит мастер-классы.

В конце прошлого года кузнец стал участником конкурса Новгородского фонда развития креативной экономики и выиграл грант в 250 тысяч рублей. На эти средства супруги приобрели муфельную печь для закалки клинков, автоприцеп для мобильной кузни, оборудование для обработки кожи. Теперь Пётр сможет увеличить выпуск изделий и очень надеется, что пандемия не помешает выезжать летом на фестивали и ярмарки, где можно проводить мастер-классы по ковке. А ещё в ближайших его планах — освоить новую вещь — ножницы.