Среда, 08 мая 2024

Людмила Данилкина

Цвет настроения — синий

В творческой жизни Максима Смоляра есть место металлу, стеклу, фарфору и живописи.

Фото: из архива Максима СМОЛЯРА

Решив заняться изготовлением сувенирной продукции, Максим Смоляр засел за архивы отца

Два года назад молодой новгородский предприниматель стал предлагать сувенирным салонам города вещицы из стекла. Говорит, что поначалу некоторые торговцы отнеслись скептически к идее продажи довольно хрупких магнитиков и панно, но те, что взяли продукцию на реализацию, не прогадали и теперь регулярно пополняют запасы разноцветного товара.

— Идея со стеклом пришла случайно. Вообще, моя мастерская специализируется на изготовлении кованых ограждений. И как-то в одном из вариантов между элементами образовались большие пустоты, и смотрелись они не очень. Возникла мысль попробовать заполнить их цветными стеклянными вставками, — рассказывает Максим СМОЛЯР. — Начал искать фирму, готовую взять такой субподряд, но не нашёл. Тогда решил, что проще и выгоднее приобрести нужное оборудование и самому освоить процесс. С этого, собственно, всё и началось.

Хотя нет, как признаётся мастер, обжигу и росписи в его творческой семье всегда много внимания уделялось, так что идея витала рядом, и нужен был лишь толчок, чтобы начать её реализовывать.

— Мой отец, Владимир Владимирович Смоляр, придумал, если так можно сказать, ту самую знаменитую новгородскую синюю посуду. Он тогда трудился на заводе «Возрождение», куда фарфоровые заготовки поступали не белого цвета, а серого. И температура обжига в печах была на несколько градусов ниже, чем на других подобных предприятиях. Эти особенности производства натолкнули папу на мысль попробовать роспись хромовыми солями. При высокой температуре соли бы просто сгорели, стали бы белыми, а в печах «Возрождения» они стали давать голубой, бежевый, оранжевый оттенки. Что же касается синей посуды, то отец решился на сплошное кобальтовое покрытие, которое и дало тот самый тёмный, насыщенный цвет. Причём особенно выигрышно смотрелись изделия сложной конфигурации.

Максим говорит, что когда в его ковано-оградительный бизнес вдруг добавилось стекло, он решил выделить его в отдельное направление. Засел за литературу, мастер-классы на интернет-каналах. И за отцовский архив, в котором обнаружил много оригинальных задумок. Сейчас он пытается их реализовать — в контексте стекла: в городских сувенирных торговых рядах можно найти магниты, брелоки, панно, декоративные тарелки, в том числе и темно-синего цвета, с рисунками новгородской тематики.

Собеседник говорит, что в настоящее время основной доход фирме приносят кованые изделия, но всё больше клиентов заказывают ограждения с разноцветными прозрачными элементами. Стекло пока особой прибыли не даёт, но это, как утверждает мастер, пока. В перспективе Максим Смоляр хочет заняться и фарфором: взять за основу эскизы отца и по-своему их интерпретировать — опять-таки в плане сувенирной продукции.