Суббота, 27 апреля 2024

Елена Кузьмина

Чашка Валдай-чаю

Бизнес на иван-чае – одновременно перспективный и рискованный. Копорский чай невозможно выращивать круглогодично, как китайский, но специалисты считают его более полезным.

Фото: из архива Егора КАЛИНИЧЕНКО

Как на дикоросах вырастить успешный бизнес

В России растёт популярность иван-чая, и одним из тех, кто оценил полезные качества этого растения, стал предприниматель Егор КАЛИНИЧЕНКО. Он сумел создать успешный семейный бизнес. Всё началось в 2015 году, когда он решил заняться в Валдайском районе производством мёда, но со временем осознал, что это невыгодно.

— Мы открыли медовый магазин, в котором для ассортимента продавали ещё конфеты и чай, — вспоминает бизнесмен. — Но дождей в наших краях много, поэтому пчеловодство оказалось нерентабельным. Сил — много, мёда — мало. Задумались, чем ещё можно заняться, и выяснили, что Валдайская возвышенность богата иван-чаем. Со временем мы полностью перешли на производство иван-чая или, как его ещё называют, копорского чая, приобрели промышленную мясорубку, через которую пропускаем чайный лист, и две сушильные камеры. Наша цель — выпускать экологически чистый, полезный продукт. Даже упаковку используем только натуральную — крафтовую бумагу, чтобы чай мог «дышать».

Главное отличие чая, который выпускают в Валдае, в том, что его не обжигают огнём, как это делают многие производители.

— Конкуренция в нашем бизнесе бешеная, но мы остаёмся верны своей формуле — гранулирование и ферментация, — говорит Егор. — После обжигания лист становится чёрным и очень красивым, но заваривать его можно только один раз. При ферментации и длительной сушке на открытом воздухе достигается другой эффект. Чай можно заваривать несколько раз.

Бизнес на иван-чае — направление одновременно перспективное и рискованное, с плюсами и минусами. Это растение в России до сих пор не отнесено к категории лекарственных трав, хотя многими специалистами признано как очень целебное, с массой антиоксидантов и других полезных веществ.

— Иван-чай не содержит кофеина, а значит, не вредит сердечно-сосудистой системе. Он может действовать успокаивающе и тонизировать. Всё зависит от настроя человека, — говорит Егор Калиниченко.

Но есть у этого растения и не самые удобные особенности. Собирать его круглогодично невозможно — иван-чай растёт как сорняк, сам по себе, поля им не засевают, чтобы вырастить урожай. Собирателям приходится следовать за растением, которое на одной и той же территории может появляться раз в два года. Однако и дефицита в сырье Егор Калиниченко не испытывает — иван-чая хватает.

Егор Калиниченко верит, что судьба бизнеса зависит от качества продукции, а оно — от того, как бизнесмен относится к своему делу.

Семь лет назад семья предпринимателя начинала производство чая с одного мешка в 20 кг, а сейчас производит по 2–3 тонны за сезон. Во время сбора бизнесмен нанимает дополнительных рабочих, в остальное время, когда растение необходимо обработать, расфасовать, развезти по торговым точкам, справляется своими силами.

Торговая география у валдайского чая довольно широкая. Помимо райцентра он представлен во всех сувенирных магазинах и некоторых кафе Новгородской области, а также на маркет-плейсах. В ближайших планах предпринимателя — выпуск ароматизированного чая и «ещё пара сумасшедших идей».

Сейчас Егор Калиниченко выпускает 10 базовых сортов чая с различными добавками из других местных дикоросов: малины, чабреца, черничного или брусничного листа, но говорит, что прежде всего ценит работу «от клиента», и если покупателю захочется, например, чай с кусочками сушёного манго, то ему изготовят и такой.