Суббота, 27 апреля 2024

30 мая 2021
Мария Клапатнюк

Художники-реставраторы продолжают восстанавливать древние фрески церкви Благовещения на Рюриковом городище

О кропотливой работе по восстановлению фресок древнего храма Благовещения на Рюриковом городище представителям СМИ рассказали сотрудники Новгородского музея-заповедника во время пресс-тура на уникальный объект. 

Так, художник-реставратор Новгородского музея заповедника Алёна Трудникова напомнила, что храм XII века был расписан фресками после возведения в 1103 году. А уже в XIV веке фрески были сбиты и частично использовались для строительства новой церкви на этом же месте, к примеру, в качестве подсыпки.

– В 2016 году на объекте шли работы по извлечению фрагментов росписи. Процесс осложняло то, что большое количество деталей было сильно раздавлено. С помощью новых технологий удалось бережно извлечь все возможные фрагменты, - уточнила Трудникова. – Сейчас идут работы по восстановлению фресок. Всего на объекте было собрано 1500 планшетов с материалом, но судя по размеру церкви, это далеко не всё, что покрывало стены храма. Видимо часть фресок была вынесена за пределы строения и утеряна для исследования.

Впрочем, в чём-то реставраторам и повезло: так, при археологических работах удалось найти крупный осколок размером около 1 метра с южной части жертвенника церкви Благовещения. К нему, как при сборке пазла, реставраторы смогли подобрать и другие кусочки. При этом на обломках фресок прекрасно сохранился красочный слой, краски имеют яркий насыщенный цвет.

– В сохранившихся деталях мы видим фрагменты одежды, геометрические и растительные орнаменты, много фрагментов позёма, части архангелов, лики, – рассказала художник-реставратор.

А заместитель генерального директора по развитию музея-заповедника и внешним связям Ольга Соболева отметила: после того, как художники-реставраторы завершат свою работу, их сменят искусствоведы, которые будут разбираться, какие именно сюжеты запечатлены на фресках.

– По всей видимости к росписи стен древнего храма имели отношение киевские и византийские мастера. Тонкость их письма говорит о том, что выполнялся княжеский заказ, – рассуждает Ольга Соболева. – А Алексей Гиппиус (российский лингвист и текстолог, доктор филологических наук –  авт.) в своём время сказал, что церковь Благовещения на городище стала выдающимся памятником древнерусской эпиграфики, потому что все её стены были расписаны граффити. Сейчас расшифровано более 150 кириллических надписей и порядка 20 глаголических. 

Часть из них экспонируется в открывшемся недавно в Лихудовом корпусе Новгородского кремля Музее письменности, другую можно увидеть в Центре реставрации монументальной живописи в Антонове.

Теги: Рюриково Городище, фрески, реставрация