Пятница, 10 мая 2024

12 февраля 2024
Елена Кузьмина

Автор скульптуры «Воин-освободитель» в Берлине Евгений Вучетич воевал в Новгородской области

Иллюстрация в номере газеты 2-й Ударной армии «Отвага» от 19 апреля 1942 года.

Фотография ©: предоставлена новгородской областной поисковой экспедицией «Долина»

В газете 2-й Ударной армии «Отвага» в годы Великой Отечественной войны на территории нынешней Новгородской области служил будущий знаменитый скульптор-монументалист Евгений Вучетич, сообщили сегодня, 12 января, в новгородской областной поисковой экспедиции «Долина».

Евгений Вучетич – автор знаменитого «Воина-освободителя» в берлинском Трептов-парке, ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде и скульптуры «Перекуем мечи на орала» перед зданием ООН в Нью-Йорке.

Вучетич родился в Екатеринославе (сейчас Днепропетровск). Сербская фамилия досталась ему от отца, уроженца Черногории. Художественное дарование проявилось у Вучетича ещё в детстве. Он окончил Ленинградскую академию художеств, и в первые дни войны ушёл добровольцем на фронт. В боях под Москвой командовал взводом истребителей танков. Здесь его нашли сотрудники газеты «Отвага», уговорив стать военкором и редакционным художником.

В январе 2024 года поисковый отряд «Гвардия» в пяти километрах от деревни Мясной Бор Новгородского района нашёл место расположения редакции и типографию газеты «Отвага».

Ответственный секретарь редакции газеты «Отвага» 2-й Ударной армии Виктор Кузнецов вспоминал:

«Конец декабря 1941 года. Воинский эшелон безостановочно мчит нас на Северо-Запад. Мы уже осведомлены, что наша только что созданная 2-я Ударная армия должна принять участие в битве за Ленинград, но ещё не знаем, что едем под Новгород, на Волховский, тоже только что образованный, фронт. Поздняя ночь. Утомлённые дневными хлопотами и усыпляющим перестуком колес, мои друзья притихли на своих местах… У походной «буржуйки» в середине вагона сидит, пошевеливая догорающие угли, пока ещё безвестный, но уже Вучетич. Евгений Викторович – наш редакционный художник. Он тоже ополченец. В редакцию его порекомендовал взять начальник политотдела дивизии – профессор факультета языка и литературы Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина Фёдор Михайлович Головенченко. Мы разыскали Вучетича в окопах.

– Рядовой Вучетич! – отрапортовал он, одним махом выпрыгнув из окопа и ловко, словно всю жизнь провел в армии, вытянувшись перед батальонным комиссаром. Ладно подогнанная форма, аккуратно завернутые обмотки, сложенная по всем правилам скатка с притороченным котелком – многие ли, кому довелось знать этого замечательного человека, видели его в такой форме?

Пытливо оглядев ловкую и подтянутую фигуру художника, Николай Дмитриевич говорит:

– Ну что же, рядовой Вучетич, как бы вы отнеслись к предложению пойти художником в нашу редакцию?»

Так рядовой Вучетич стал сотрудником газеты «Отвага». В походной типографии не было и не полагалось цинкографии, и Евгению Вучетичу пришлось на первых порах решать проблему иллюстрирования газеты подручными средствами. В одной из разрушенных школ он раздобыл кусок линолеума и с помощью самодельного резца стал осваивать новую для него профессию гравёра. 

Его первые опыты в гравировании доставляли немало весёлых минут редакционным острословам и самому «гравёру», но каждый номер газеты выходил с обязательной иллюстрацией, под которой стояла подпись: «Гравюра на линолеуме Е. Вучетича».

Ветераны Волховского фронта вспоминали, как однажды поэт Муса Джалиль и Евгений Вучетич «организовали» день рождения Гитлера. Они приехали в политотдел 59-й стрелковой бригады, расположенный в лесу между Дубовиком и Малым Еглино, и предложили собрать художников-любителей из бойцов бригады. Под руководством Вучетича творческая художественная группа нарисовала несколько карикатурных портретов Гитлера на широких полотнах, найденных в деревне. На них голый фюрер грозил кулаком Советскому Союзу, а под рисунком красовались стихи Мусы Джалиля, выведенные крупными буквами:

Злобный Гитлер,

Жадный до крови зверь,

Тянет грязные лапы теперь и к нам,

Хочет он нашу землю испепелить,

А свободный народ превратить в рабов.

Эти полотнища ночью были вывешены на деревьях лицом к немецким позициям. Когда на рассвете гитлеровцы обнаружили изображения фюрера в непристойном виде, то начали стрелять по ним. Через час портретов не стало – они были изрешечены пулями.

В 1942 году капитан Вучетич был тяжело ранен и контужен. Долгие месяцы он пролежал в госпитале, но едва восстановилась речь и способность ходить, уже в качестве художника Студии военных художников имени Грекова, вернулся на фронт.

В Новгородской области при поддержке Фонда президентских грантов по проекту «Долина нашей памяти» идёт работа над созданием стенда об истории газеты «Отвага».

Теги: Новгородская область, Евгений Вучетич, поисковики, Великая Отечественная война, история, Долина, газета Отвага, тиопграфия