Вторник, 23 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Дикие драгоценности

{thumbimage 150px 1} На первый взгляд, боровичский ювелир Владимир Михайлов не нуждается в представлении. Федеральные и региональные СМИ регулярно транслируют новости о Владимире. Но когда я узнала этого человека поближе, то поняла, что в новостях говорили скорее о бренде, а не о человеке.
Ищущий да обрящет
Сегодня фирменные салоны «Владимир Михайлов» находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Оренбурге, Омске и Белгороде. Но путь к этому был долог и непрост, и если можно так выразиться, выложен из камня.
Владимир - художник-камнерез православных образов и символов. Занимается он этим редким делом уже больше 20 лет. В семье самобытного художника людей с особыми творческими наклонностями не было. Мама - бухгалтер, отец - токарь на Боровичском комбинате огнеупоров. Хотя от отца, по словам Владимира, ему достались послушные руки. Но больше всего на маленького Вову повлияла бабушка.
- До войны она была далека от Бога и веры, а вот вернулась совсем другим человеком, - вспоминает Владимир. - Я помню, как в детстве она водила меня в храм, учила молиться, познавать Господа. Труд бабушки был не напрасен, семена, посеянные в моей душе, дали всходы чуть позже.
С раннего детства моему собеседнику нравилась красота природы. Поэтому маленькие ножки исходили вдоль и поперек боровичские и окрестные пляжи, деревенские речушки, лесочки. Пытливый взгляд привлекало все: цветные камушки, деревянные изогнутые коряги, сучки. На куске дерева он пытался изобразить элементы природы, человека. Но к православной теме его привел случай, хотя ничего случайного в этой жизни не бывает.
- В то время я работал на заводе, и молодежь тогда очень любили посылать на подмогу в колхозы. Вот однажды привезли нас с ребятами в Кончанский сельсовет, обкашивать траву вокруг поля, - говорит 51-летний мастер. - Там рядом была деревня, заброшенное кладбище, разрушенный храм. В зарослях крапивы я обнаружил избушку, вросшую в землю по самую крышу. Выкосив жгучие заросли, я влез в нее и увидел иконы, старые фото, лампадки. Как будто совсем недавно сюда приходили люди, зажигали свечи, молились. Видимо, последние сельские бабушки сохраняли все свои святыни и приносили сюда. У них не было церкви, но место для молитв все равно осталось - потаенное, укромное, сохраняющее духовную теплоту.
Это был тот переломный момент, когда романтическую тему из творчества наполнило духовное осмысление. Владимир начал делать то, что было нужно людям. Делал крестики из всего, что было под рукой. Что-то оставлял себе, что нравилось людям - дарил, а потом стали поступать и заказы.
Творчество без синтетики
- Спустя время я понял, что мне не хватает художественной базы. Тогда я стал посещать областные семинары самобытных художников. До сих пор с теплотой вспоминаю своего учителя Николая Михайловича Ротанова, он помог мне освоить азбуку живописи. Приезжая в Новгород, я часто посещал музей, видел образцы каменных изделий, найденных на раскопах, органичные, вызывающие восхищение спустя сотни лет, обладающие какой-то невиданной силой. Увидел, что человеческая идея прекрасно соединяется с природным материалом, а в творчестве не должно быть синтетики. Рассматривая образцы мелкой пластики, выполненные из камня, я почувствовал, что моя духовная идея тоже ложится на этот материал.
Первая работа Владимира в камне - крестик размером с наперсный крест священника. Двадцать лет назад под рукой у камнереза не было алмазных пил и специальных инструментов - все обрабатывалось вручную с помощью гитарной струны, воды и песка.
- Если бы тогда не резал камень дедовским методом, а перешел сразу на современное оборудование, то как художник бы не состоялся. Просто не достиг бы той выразительности в работе, которой может научить только камень. Приложенное усердие к заготовке камня дисциплинирует, не позволяет отложить работу в сторону и несет тепло рук. Доступность и легкость выводят творчество на мель, а не в глубину, - убежден камнерез.
В 1983 году Владимир получил благословение церкви на свою работу. А сделал это митрополит Ленинградской епархии Алексий II, ставший после Патриархом Московским и всея Руси.
Человек и бренд
В 2004 году Владимир начал сотрудничать с одной санкт-петербургской ювелирной компанией, с этого момента имя Владимира стало превращаться в бренд.
По моделям художника создается ювелирная коллекция, которая поражает своей утонченностью, невероятной теплотой и духовностью. В коллекции, которая на сегодняшний день насчитывает около 400 работ, нательные и священнические кресты, образа, иконы, рождественские и пасхальные складни в серебре и золоте, некоторые работы инкрустированы бриллиантами, сапфирами.
В коллекции Михайлова есть по-настоящему уникальные работы. Например, самый маленький в России золотой календарь основных праздников Русской православной церкви, он размером с пятирублевую монету, в виде напрестольного Евангелия. Особого внимания заслуживает и пасхальное яйцо «Боговоплощение» - складень, олицетворяющий строки Священного писания: «Дух в виде голубином снизошел». В церквах и частных собраниях, в России и за рубежом, в коллекции того, кто Михайлова благословил, имеются ювелирные образы работы боровичского художника. Например, королева Испании София во время своего визита в Санкт-Петербург купила крест с Распятием «Пресвятая Богородица и Николай Чудо-
творец» и еще несколько работ. Покупателем в салоне «Владимир Михайлов» был и известный голливудский актер Микки Рурк.
- Я отдаляю себя от коммерческой части. Быть может, если художник будет заниматься финансовыми вопросами, то это будет его искушать. Если умышленно держать себя от этого в стороне, то такого не произойдет, - считает он. - Главное, не терять себя.
Не всё то золото
Лично для себя Владимир решил, что дороже обычного камня материала нет. Он считает, что когда работаешь с этой материей, начинаешь чувствовать себя частицей образования планеты, видишь слои, энергию, застывшую во времени.
- Сегодня я могу работать с разными материалами, потому что меня «поставил» и дисциплинировал камень. Наверное, если бы я его не постиг, то вряд ли сейчас смог бы взять в руки другие материалы. Ведь я его брал в юности, потом отверг, только сейчас могу снова с ним работать. Камень - это уже само по себе изобретение. Мне кажется, что металл - это все-таки материал предвзятый. На него смотрят прежде всего как на драгоценность, а потом уже оценивают с художественной точки зрения. В камне же все иначе. Валяющийся на обочине, он привлечет внимание разве что мальчугана, который ударит по нему, словно это мяч. Но сделанный из камня образ, крест - людей восхищает, и они относятся к нему, как к святыне. И это чудо!
У Владимира есть мечта, чтобы его дети, а их трое, продолжили его дело. Сейчас старший сын с супругой делают керамические оттиски с его работ. Средняя дочь оформляет свадебные кортежи. Но Владимир уверен, что это тоже поиск идеи, формы, содержания. И так же, как когда-то и он, дети найдут своё предназначение.
Елена УСКОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.04.2024 года