— Булат Мансурович, теперь в рядах новгородских художников — два народных и пять заслуженных мастеров кисти и холста. Но вы помимо творческой деятельности занимаетесь ещё и общественной в качестве председателя Новгородского отделения Союза художников. Как вам удаётся совмещать эти два направления?
— Признаться, поначалу новую для себя деятельность я воспринял внутренне очень противоречиво. Художнику, эмоционально пишущему, тяжело заниматься организационными вопросами коллектива. Приходится решать очень много проблем, в первую очередь связанных с сохранением за художниками мастерских. Администрация идёт нам навстречу, предоставляя льготы при аренде помещений и земли.
Сегодня в Новгородском отделении Союза художников состоят 92 человека. Наши мэтры Дмитрий Журавлёв, Борис Непомнящий — признанные художники не только у нас в России, но и за рубежом. Николай Локотьков получил премию Д.С. Лихачёва. И если коллектив выбирает меня стать во главе организации — значит, он мне оказывает высокое доверие, и я не могу подвести коллег. Мне хочется, чтобы Новгородское отделение Союза художников развивалось гармонично.
На работу в Союзе у меня уходит много времени и сил, поэтому на творчество как таковое время удаётся найти лишь вечером или ночью. Но работать при искусственном освещении живописцу тяжело, поэтому основные доработки в картины я вношу в выходные. Дома я появляюсь очень поздно, и в связи с этим звание Заслуженного художника России — во многом заслуга моей семьи, которая понимает, терпит меня и всегда помогает.
— Народный художник Дмитрий Власович Журавлёв, характеризуя ваше творчество, сказал, что так искренне и проникновенно, как вы, мало кто сегодня пишет. Особенно детские портреты. Это ваш любимый жанр?
— Все мои работы, связанные с детьми, — это ностальгия по детству. По самому светлому и беззаботному времени, когда мы не осознавали трудностей, мечтали, смотрели в небо, лазали по крышам… Всё было легко, светло и безмятежно. Если взрослому человеку удалось сохранить в себе эти чувства, он не может быть злым. Вообще, я людей очень люблю, стараюсь их понять. У меня есть мечта — открыть выставку в своём родном городе Зеленодольске, где я родился и вырос, где прошло моё озорное детство. Кто-то может подумать, что я живу прошлым, но ведь всё хорошее, происходящее сегодня, завтра уже станет минувшим. И мы непременно стараемся это хорошее повторить, пережить заново…
Но на самом деле я люблю писать не только портреты, но и пейзажи, ставлю натюрморты. Нравится мне и жанровая композиция. Но писать картину, не этюд, — очень дорогостоящее предприятие. Она создается не за один день или даже месяц, порой на нее уходят годы. А заниматься живописью, которая занимает всё твоё время, — роскошь.
— У вас практически нет картин с изображением монументальной новгородской архитектуры: ни церквей, ни соборов…
— Храмами можно только восторгаться. Семён Пустовойтов нашёл этот язык: смог перенести свои чувства на холст. А подходить формально к данному процессу — вот я стою у мольберта и пишу тот или иной храм, чтобы он только был в моём багаже, — я считаю неправильным. Я пишу настолько, насколько чувствую. У меня нет ни одной формальной работы, а изображение церквей — это нечто глубинное, к чему надо идти. Нельзя их писать похоже, как на фото, словно штампуя для продажи. Их нужно прочувствовать через природу, создавая неповторимый образ. У меня есть задумка написать серию монастырей Новгородской области. Это будут небольшие полотна.
Фото из архива «НВ»