— Павел Владимирович, в чём особенность предстоящей премьеры?
— Вообще, я пишу очень мало, и для меня стало настоящим чудом то, что пьеса «Казнить нельзя помиловать…» вошла в том «Драматургия» антологии «Современное русское зарубежье», где собраны все лучшие пьесы русскоязычных авторов за пределами России.
«Казнить нельзя помиловать…» — прежде всего острая постановка, возможно, из-за этого её очень опасаются брать для игры на сцене. Для меня это удивительно, потому что поднятая проблема очень актуальна, о ней нужно говорить как можно больше, нужно пытаться ответить на вопросы, о которых мы размышляем уже два столетия: кто виноват и что делать?
Когда пьесу анонсируют как молодёжную, я не соглашаюсь. Представьте, у хорошей, интеллигентной семьи, где отец — «генерал от искусства», а мать — образцовая хранительница домашнего очага, есть только ночь на то, чтобы разобраться, кто виноват в страшной сложившейся ситуации: единственный и любимый сын, оказывается, торгует наркотиками. В процессе выяснения отношений выплывают такие моменты совместной жизни, которые заставляют героев и зрителей по-другому смотреть на мир. Ну а потом наступает неожиданная развязка. Из-за неё, как мне кажется, пьесу боятся брать в работу, но в чём суть, я говорить не буду — приходите и смотрите.
— Вы не раз упомянули о том, что пьесу не спешат ставить на сцене. Почему же её включили в репертуар театра драмы?
— То, что пьеса будет поставлена именно здесь, в Новгороде, — для меня неожиданность и результат случайных интернет-связей. Я послал текст руководству театра, и мне ответили, что материал понравился. Если театр решился её взять, значит, они видят дальше других и думают современнее многих, не боятся озвучивать острые проблемы. Меня удивляет, почему мы смело говорим о шоковой терапии в экономике, а когда речь идёт о зависимости от наркотиков, мы боимся. Конечно, я не сравниваю себя с Грибоедовым, но чем было «Горе от ума» для своего времени? Я считаю, что обращение к остро социальному — предназначение театра.
— Насколько я знаю, подготовка к спектаклю идёт в ускоренном темпе?
— Современный мир увеличил темпоритм, к сожалению, даже в искусстве преобладает определённый расчет, и я как независимый режиссёр должен или с этим согласиться, или отказаться от поставленных задач. Новгород — небольшой город, репертуару постоянно нужно что-то новое, поэтому мне изначально поставили условия: есть назначенный состав актеров, есть дата 18 февраля — день премьеры. Наша работа началась с начала месяца. И я стараюсь вписываться в эти законы. Сегодня режиссёр и любой профессионал выживает, если он готов так работать.
Фото из личного архива
Павла Иванова